Слайд 2
Вступление – это важная композиционная часть сочинения,
организующая весь текст. Надо помнить о соблюдении важнейших условий
при написании вступления к сочинению-рассуждению:
1. лаконичность;
2. связь с темой;
3. наличие сформулированного тезиса;
4. связь с заключением.
Вступление готовит читателя к восприятию всего сочинения, поэтому должно быть тщательно обдумано. Задача пишущего вступление – подвести к теме таким образом, чтобы логично перейти к изложению нового материала сочинения. Вступление формулирует тему и проблему всей работы, настраивает читателя на восприятие дальнейшего повествования.
Вступительная часть может быть оформлена по-разному и представлять собой…
Слайд 3
Вопросно-ответное единство
Диалогичность позволит сделать вступление более энергичным.
Что такое
красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в
истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей . Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова её роль в жизни человека, заставляет задуматься высказывание Сухомлинского.
В чем выражается истинная культура человека? Думаю, что это одно из самых сложных понятий нравственности, о которых писал ещё Шекспир в своих сонетах. В нашем представлении культурный человек – это личность образованная, с хорошими манерами и вкусом, грамотной речью… Но ведь и за внешней молчаливостью, неброскостью может скрываться истинно культурный человек. Именно об этом пишет в своей статье Д. Гранин.
Слайд 4
2. Цепочка вопросительных предложений.
Несколько вопросительных предложений в
зачине призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста,
выделить в нем главное.
Кто такие великие люди? В чем их величие? Как должен жить человек, как поступать, чтобы оставить след в сердцах людей, в истории страны, всего мирового сообщества? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста В. Лаптева о главнокомандующем русской армии М. Б. Барклай-де-Толли.
Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растерять свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Ю.Башмета.
Слайд 5
3. Риторический вопрос
Риторический вопрос – это вопросительное по
форме и утвердительное по смыслу предложение.
Кто же из нас
не сталкивался с людьми, подобными героям Д. Гранина, которые за внешним лоском, за показной начитанностью, за поверхностными знаниями скрывают внутреннее бескультурье, невежество? Ненадежность этих героев настораживает. Не таков плотник Ермаков, который не привлек первоначально внимание автора.
Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверное, сталкивались с заядлыми спорщиками, которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора. Их и рассматривает в своем тексте Павлова.
Слайд 6
4. Назывное предложение
в зачине должно содержать базовое понятие
или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте.
Барклай-де-Толли.
Это имя великого полководца, героя Отечественной войны 1812 года, которое хорошо знакомо каждому, кто знаком с историей России. Главнокомандующий русскими войсками Бакрклай-де-Толли – человек чести и долга. Именно эти качества удивительного человека раскрывает В. Лаптев в своем тексте.
Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед … один из тех, кому посчастливилось знать Марину Цветаеву лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.
Слайд 7
5. Цитата в качестве зачина
Цитируемый фрагмент не должен
быть очень объемным, он должен иметь прямое отношение к
теме. Цитата может быть взята или из текста, или из другого источника.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспомнились мне, когда я читал текст Фазиля Искандера «Дедушкин дом».
«Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», - так думал полководец Барклай-де-Толли. Ум, талант, прозорливость великого человека спасли жизни многих воинов. Лишенный славы, он верил в правоту своего решения.
Слайд 8
6. Лирическое размышление,
связанное с темой, главной мыслью или
центральным понятием текста.
Жизнь каждого человека наполнена неожиданными встречами, знакомствами,
новыми впечатлениями… В первые минуты общения, совершенно не задумываясь, мы даем мысленную оценку собеседнику: его внешности, манере говорить и одеваться. Однако забываем о главном: увидеть внутренний мир, узнать истинное лицо человека. О подобной ситуации и пишет Д. Гранин.
Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорит, что музыка – это самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Музыка – это часть нашей культуры. Это пение птиц и шелест травы…
Слайд 9
7. Изложение собственной позиции
пишущего по тем вопросам, которые
были затронуты автором исходного текста.
Я думаю, что в
тексте А. Кондратова подняты исключительно важные проблемы: это влияние прошлого на осознание и осмысление настоящего, значение истории как науки утверждения гуманистического взгляда на окружающий мир, роль исторической памяти в становлении и развитии личности, нации, человечества в целом.
Слайд 10
8. Формулировка основных проблем,
которые поднимает или затрагивает автор
исходного текста.
«Что такое долг? Что такое ответственность? Какая сила
помогает человеку идти до конца, даже если тебя никто не понимает?» Именно такие мысли возникают после прочтения текста В. Лаптева.
«Что такое поэзия? От чего зависит содержательность стихов? Все ли слова годятся для поэзии? Что такое художественное слово? Важно ли, как звучат слова?» Эти и другие вопросы обсуждает в своей работе Н.А.Заболоцкий.
Слайд 11
9. Краткая справка об авторе текста,
об основных проблемах,
которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи
проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества.
В. Лаптев – один из тех писателей, который всегда интересовался историческими событиями. С удивительной точностью он раскрывает характеры своих героев, их внутренний мир. Выразительны, эмоциональны его высказывания о великих людях. Лаптев часто поднимал тему о человеке, о его судьбе, о вере в будущее.
В. Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова!» завораживают описания природы, созданные им. Удивительно точны, эмоционально выразительны его высказывания о человеке. В своем творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношения человека и природы. К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном утре.
Слайд 12
10. В форме рассуждения о заглавии,
которое ты дал
бы данному тексту.
Ключи от счастья. Так можно было бы
озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если б у нас отняли необходимость трудиться.
Слайд 13
11. Собственно определение темы текста.
Одиночество гения. Веками эта
тема волнует и вдохновляет поэтов, музыкантов, художников. Образ Прометея,
забытого людьми, со времен Софокла, возникает в нашем воображении при осмыслении роли личности в истории. Только ли в невозможности понимания лежит причина одиночества гения? Или эта проблема на грани морально-этических проблем общества?
Утро – это время, когда пробуждается ото сна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передается людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя Владимира Солоухина.