Слайд 2
Русская литература на рубеже веков
«И серебряный месяц ярко
над серебряным веком стыл…» (А.Ахматова)
Слайд 3
Трагичность времени
На рубеже XIX – XX веков Россия
переживала перемены во всех областях жизни. Этот период характеризовался
напряженностью, трагичностью времени. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.
Слайд 4
Очевидна была необходимость перемен.
В России противоборствовали три
политические
силы:
Сторонники монархизма
Защитники буржуазных реформ
Идеологи пролетарской революции
Слайд 5
Значительные научные открытия повлекли за собой кризис классического
естествознания.
Научные открытия рубежа веков перевернули представления о
познаваемости мира. Кризис естествознания выразился в формуле: «Материя исчезла». Начались поиски иррациональных объяснений новых явлений, тяга к мистицизму.
Слайд 6
Русский культурный ренессанс
«Это была эпоха пробуждения в России
самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности,
религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни». (Н.Бердяев)
Слайд 7
«Богоискатели»
«Богоискатели» – религиозно-философское течение в среде русской либеральной
интеллигенции.
-не принимали капиталистический путь как путь бездуховного прагматизма
-культуре
придавалось особое значение. Литература должна стать способом установления мировой гармонии, постижения истины.
Слайд 8
Для рубежа веков характерны:
Напряженные поиски новых путей в
искусстве и общественной мысли
Оживление религиозного сознания
Внимание к человеческой личности
Качественно
новый взгляд на мир как на единое культурное поле.
Слайд 9
Кризисность эпохи
Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в
литературе отражалось по-разному. В начале XX в. Продолжались и
развивались традиции реалистической литературы.
Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных мироощущений, раздумий.
Слайд 10
Своеобразие русского реализма XX века
своеобразие русского реализма состояло
в следующем:
Соотнесение социальной природы человека с психологическими подсознательными
процессами, выражающимися в столкновении разума и чувства
Расширение пределов времени и пространства ( обращение к фольклору, библейским мотивам и образам)
Не ставятся нравоучительные цели, читатель привлекается к сотворчеству.
Слайд 11
Новая реалистическая литература
В отличие от эстетики XIX века,
представлявшей авторский идеал, воплощенный в каком-либо образе, новая реалистическая
литература отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.
Слайд 12
Серебряный век
Литература рубежа веков и начала XX века,
ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного
века.
Слайд 13
Серебряный век как начало
Серебряный век был началом:
-модернистской эпохи
-Настоящего Двадцатого Века
-творчества многих русских писателей, составивших его
славу
Слайд 14
ч
Серебряный век как продолжение
Серебряный век был продолжением: он
не смог бы состояться без наследия русского золотого века.
Слайд 15
Серебряный век как конец
Серебряный век был концом: в
1920-е годы литература начала существовать в совершенно ином историческом
и культурном контексте.
Слайд 16
Серебряный век короток
Русский Серебряный век оказался коротким: история
отпустила ему около трех десятилетий. Но за это время
появилось так много новых имен, было создано столько значительных произведений, опробовано и изобретено такое множество поэтических приемов, что их вполне хватило бы на столетие..
Слайд 17
Серебряный век как вишневый сад
Серебряный век. Как вишневый
сад, быстро гибнет под топором Настоящего Двадцатого Века, но
остается поэтической легендой, мечтой. Оставленным, но желанным соловьиным садом из поэмы А.Блока:
И знакомый, пустой, каменистый,
Но сегодня - таинственный путь
Вновь приводит к ограде тенистой,
Убегающей в синюю муть.
…
Слайд 18
Эволюция: декаданс- модернизм-авангард
«Будущие события отбрасывают назад свою тень»
Тень НДВ накрыла последние десятилетия века XIX . Причем
она воспринималась и как тень закатная, и как тень рассветная.
Слайд 19
Гуманизм как жертва
Главной жертвой fin de siecle (конца
века) оказывается гуманизм, который культура XIXв. Воспринимала как основную
ценность. Крушение гуманизма начинается еще в «застойные» 1880-е. Оно называлось декадансом, а исповедующие его писатели – декадентами. Опору для своих пессимистических умонастроений декаденты находили у философов Ф.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Э.Гартмана.
Слайд 20
Психологическая окраска
Декадентство было, скорее, настроением, психологической окраской переходного
времени. Декаданс не стал в литературе особой эпохой, «чистых»
декадентов было немного. Пытаясь художественно осознать свое умонастроение, сформулировать программу, обосновать теорию, декаденты превращаются в модернистов.
Слайд 21
Модернизм
Модернизм (от франц. «новый», «современный») художественно-эстетическая система, характеризующаяся:
-ощущением дисгармонии мира,
-разрывом с традициями реализма,
-бунтарско-эпатирующим мировосприятием
-преобладанием мотивов утраты
связи с реальностью
-одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в мире своих фантазий.
Слайд 22
Целью модернизма было создание поэтической культуры, содействующей духовному
возрождению человечества, преображению мира средствами искусства. Особая роль отводилась
автору, роль теурга, прорицателя, способного постичь средствами искусства мировую гармонию
Слайд 23
«Я ненавижу человечество…»
В эстетике модернизма отразился пафос «конца
века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому модернизм отождествляли
с декадансом (от лат. «упадок»), характеризующимся настроениями пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих переживаний:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.
(К.Бальмонт)
Слайд 24
Модернистские течения
Выделяют следующие модернистские течения:
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Новокрестьянская
поэзия
Общей для всех
течений была установка на преобразующую мир силу творчества
Слайд 25
Искать новые пути
Современность модернисты понимают как время, когда
основные моральные и художественные ценности потеряли прежнее значение, и
поэтому нужно
искать новые пути. Модернисты ориентируются на городскую, урбанистическую культуру, пытаются использовать в творчестве принципы современной науки, но часто говорят об исчерпанности рационалистического подхода к действительности и воспевают иррациональность бытия.
Слайд 26
Очередной этап художественного эксперимента-следующий шаг к бездне
Начало русского
авангарда приходится на 1910-е. Авангардисты воспринимают как противников не
только реалистов, но и модернистов. Авангард- очередной этап художественного эксперимента, предельный, радикальный вариант модернизма, новая ступень разрыва с классической традицией, с поэтикой, основанной на познаваемости мира и
искусства как подражания.
Слайд 27
«Пролетарские поэты»
«Пролетарские поэты» – направление, связанное с конкретными
задачами социальной борьбы.
Цель: внести вклад в дело
революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.
Слайд 28
«Партийная организация и партийная литература»
В статье Ленина утверждалось,
что литература должна стать придатком политики, орудием борьбы.
Слайд 29
Статья Ленина стала причиной того, что талантливые писатели
были не признаны, репрессированы, убиты, выставлены из страны.
Русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.