Слайд 2
Цели урока:
1. Совершенствовать умения: проводить исследовательскую работу; определять
в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка; анализировать произведение
в единстве формы и содержания. 2. Формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха. 3. В атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.
Слайд 3
Жизнь не в том, чтобы жить, а в
том, чтобы чувствовать, что живёшь.
Василий Ключевский, русский историк
XIX–XX в.
Слайд 4
История создания поэмы
М.Ю. Лермонтова «Мцыри», её тема
и идея.
Слайд 5
Мцыри
(в переводе с грузинского)
неслужащий монах, послушник,
пришелец,
чужеземец, чужак
На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её
завершения:
«1839 года. Августа 5».
Слайд 6
Вкушая, вкусих мало мёда,
и се аз умираю».
Откуда взят эпиграф к поэме? Как вы понимаете смысл
этих слов?
Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме была фраза: «On n’a qu’une seul patrie» (Отчизна бывает только одна)
Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?
Слайд 7
Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды
об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, который
нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни.
Историческая справка
Слайд 8
Словарь крылатых слов и выражений
Вкушая, вкусих мало меду
и се аз умираю
Из Библии (церковно-славянский текст). Первая книга
Царств, слова Ионафана (гл. 14, ст. 43): «...Вкушая, вкусих мало меду, омочив конец жезла, иже в руце моей, и се аз умираю».
Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть».
Иносказательно: сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.
Слайд 9
Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь
Джвари, стоящей на горе напротив Свети Цховели, на другой
стороне реки.
Джвари (Крестовый монастырь), воспетый поэтом М. Ю. Лермонтовым...
«Там, где сливаяся шумят,
Обнявшись будто две сестры
Струи Арагвы и Куры
Был монастырь...»
Слайд 10
Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Рисунок М.Ю. Лермонтова
Основа сюжета
( 2 варианта)
Рассказ старого монаха, которого встретил в Мцхете,
грузинском городе вблизи Тбилиси, расположенном при впадении реки Арагви в Куру. Здесь на вершинах гор возвышается храм Джвари (Крест) и собор Светицхавели — усыпальница грузинских царей.
Согласно этому рассказу, переданному П. А. Висковатовым со слов родственников Лермонтова, генерал А. П. Ермолов «вез с собою и оставил заболевшего ребенка монастырской братии»
Слайд 11
К созданию «Мцыри» послужила совсем неординарная история ребенка,
который был взят в плен в чеченском ауле Дады-Юрта
и вскоре крещен под именем Петр Захаров. Мальчик поразил всех своими способностями к рисованию; на маленького чеченца обратил внимание генерал П. Н. Ермолов и взял с собою в Тифлис. Ермолов полюбил его, отправил в Москву, где тот восемь лет учился живописи, а затем поступил в Академию художеств (в Петербурге).
Основа сюжета
Слайд 12
ПЕТР ЗАХАРОВ-ЧЕЧЕНЕЦ. Портрет Алексея Петровича Ермолова. Около 1843
Пётр
Захаров-Чеченец
Слайд 13
Поэма «Мцыри» в иллюстрациях русских художников
Слайд 14
Творческий вопрос
Помогает или мешает искусство живописи постижению вершины
лермонтовского мастерства?
Слайд 15
Работа в группах по темам:
Работа в группах
1группа: «Способы
создания образа Мцыри»
2группа: «Роль пейзажа в поэме»
3 группа: «Анализ
художественных приемов в поэме»
Слайд 16
1 группа. Вывод.
Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту
о герое, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным»
современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта.
Слайд 17
2 группа. Вывод.
Пейзаж в поэме играет существенную роль:
он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики
Мцыри.
Слайд 18
3 группа. Вывод.
Яркие средства художественной
выразительности Лермонтов использует
как для пейзажного (внешнего) изображения, так и для раскрытия
внутренних переживаний героя.
Поэма насыщена эпитетами, сравнениями,
метафорами, гиперболами, риторическими
вопросами, восклицаниями, обращениями,
элементами фольклора.
Слайд 19
Жанр «Мцыри».
«Мцыри» – лирическая поэма, потому
что в ней дается
изображение сложных переживаний героя, а
не внешних
событий.
Докажите текстом.
Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как
повествование от имени героя дает возможность
наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик.
Докажите текстом.
Слайд 20
Стихотворный размер поэмы, рифма
Слайд 21
Вершина лермонтовского мастерства – создание глубоко
идейной и
высокохудожественной поэмы, о которой
В.Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный
ямб с одними
мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар
меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное,
однообразное падение его удивительно гармонирует с
сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могучей
натуры и трагическим положением героя поэмы».
Слайд 22
«Мцыри» – романтическая поэма Лермонтова. Сюжет этого произведения,
его идея и композиция тесно связаны с образом главного
героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит в образе Мцыри. в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.
Слайд 23
Домашнее задание: прочитать статьи учебника стр.323-324, 343-348.
Ответить на
вопросы стр.348