Слайд 2
Жизненный путь Родился 03.09.1941 года 1944 год – Ленинград
Оказавшись
в армии, Сергей Довлатов служил охранником в лагерях Коми
АССР.
Слайд 3
В основе всех произведений Довлатова – факты и
события из биографии писателя. Зона – записки лагерного надзирателя, которым
Довлатов служил в армии. Компромисс – история эстонского периода жизни Довлатова, его впечатления от работы журналистом. Заповедник – претворенный в горькое и ироничное повествование опыт работы экскурсоводом в Пушкинских Горах. Наши – семейный эпос Довлатовых. Чемодан – книга о вывезенном за границу житейском скарбе, воспоминания о ленинградской юности. Ремесло – заметки «литературного неудачника».
Слайд 4
Свою позицию в литературе Довлатов определял как позицию
рассказчика, избегая называть себя писателем
Становясь рассказчиком, Довлатов порывает с
обиходной традицией, уклоняется от решения нравственно-этических задач, обязательных для русского литератора
Слайд 5
Изображая в своих произведениях случайное, произвольное и нелепое,
Довлатов касался абсурдных ситуаций не из любви к абсурду.
При всей нелепости окружающей действительности герой Довлатова не утрачивает чувства нормального, естественного, гармоничного. Писатель проделывает путь от усложненных крайностей, противоречий к однозначной простоте
Слайд 6
Довлатов – писатель-минималист, мастер сверхкороткой формы: рассказа, бытовой
зарисовки, анекдота, афоризма Позиция рассказчика вела Довлатова к уходу от
оценочности. Он избегал выносить приговор своим героям, давать этическую оценку поступкам.
Слайд 7
В писательской манере Довлатова абсурдное и
смешное, трагическое и комическое, ирония и юмор тесно переплетены.
По словам литературоведа А.Арьева, художественная мысль Довлатова – «рассказать, как странно живут люди – то печально смеясь, то смешно печалясь».
многоплановостью названия. Пушкинский заповедник, в который главный герой Алиханов
приезжает на заработки, – клетка для гения, заповедник человеческих нравов, изолированная от остального мира «зона культурных людей», ныне возведенного в кумиры и удостоившегося мемориала.
Слайд 9
Эмиграция Чемодан – история человека, не состоявшегося
ни в одной профессии. Каждый рассказ в сборнике Чемодан
– о важном жизненном событии, непростых обстоятельствах.
В Иностранке Довлатов начинает выступать как летописец эмиграции, изображая эмигрантское существование в ироническом ключе.
Слайд 10
Умер Сергей Довлатов 24 августа 1990 в Нью-Йорке.
В творчестве Довлатова – редкое, не характерное для русской
словесности соединение гротескового мироощущения с отказом от моральных инвектив, выводов. В русской литературе ХХ века рассказы и повести писателя продолжают традицию изображения «маленького человека». Сегодня проза Довлатова переведена на основные европейские и японский языки.