Слайд 2
«Сатирикон» – популярный дореволюционный русский еженедельный сатирический журнал.
Журнал
сочетал как политическую сатиру, так и безобидную юмористику.
Слайд 3
Сатира – резкое проявление комического в искусстве, представляющее
собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических
средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.
Юмор – интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. В широком смысле – всё, что может вызвать смех, улыбку и радость.
Слайд 4
«Сатирикон» возник в недрах старого русского юмористического журнала
«Стрекоза» (1875-1918), утратившего популярность,
и вскоре заменил его.
Со
«Стрекозой»
сотрудничали молодые художники Н.В.Ремизов-Васильев, А.Радаков, А.Яковлев, А.В.Ремизова, поэт К.М.Антипов, писатель
И. Ф. Василевский.
Слайд 5
Под влиянием Аркадия Аверченко
в редакции было принято
решение
издавать новый журнал «Сатирикон».
Оба журнала до конца 1908 года
выходили одновременно, причем
выпуски 9-13 «Сатирикона» и
23-27 «Стрекозы» вышли
с одинаковым текстом и
иллюстрациями.
Дом, в котором в 1908–1910 годах
находилась редакция журнала
Слайд 6
Название нового журнала
предложено по аналогии
с известным романом
античного писателя
Гая Петрония Арбитра «Сатирикон».
Направление нового журнала
предполагалось иронически-ядовитым, но ирония должна была быть изящной и спокойной, без гнева и ярости (как в вышеупомянутом романе).
Слайд 7
«Сатирикон» издавался в Петербурге в1908-1914 гг.
Первый
номер журнала вышел 1 апреля 1908 года.
Каждый номер
имел 12-16 страниц, множество иллюстраций-карикатур
В июне обе редакции («Стрекоза» и «Сатирикон») объединились под новым названием.
Слайд 8
К работе в «Сатириконе» привлечены были, кроме названных
художников и поэтов «Стрекозы», лучшие сатирики и юмористы Петербурга:
Пётр Потёмкин, Саша Чёрный, Осип Дымов, Тэффи.
Пётр Потемкин
Осип Дымов
Слайд 9
В редакции «Сатирикона». 1909 г.
Слева направо: П. Д.
Маныч, А. Т. Аверченко, А. А. Радаков, А. И.
Котылев, А. И. Куприн. Стоит А. П. Каменский.
Слайд 10
Новый журнал возник в сложных условиях, когда уныние
и упадок все усиливались, а смех из обличительного и
дерзкого превращался в средство забвения, отвлечения от бед и боли. Саша Черный, один из самых ярких поэтов журнала, писал:
И смех, волшебный алкоголь,
Наперекор земному яду,
Звеня, укачивает боль,
Как волны мертвую наяду.
Но «Сатирикон» каким-то чудом
долгое время оставался острым
и язвительным. Позже
сатириконовцы начали
умело применять эзопов язык.
Слайд 11
Эзопов язык (по имени баснописца
Эзопа) – тайнопись
в литературе,
иносказание, намеренно маскирующее
идею автора. Прибегает к
традиционным
иносказательным приёмам
(аллегория, ирония, перифраз,
аллюзия), басенным «персонажам»,
полупрозрачным контекстуальным
псевдонимам.
Эзоп – древнегреческий баснописец.VI в. до н. э.
Был рабом, поэтому не мог выражать свои мысли открыто, стал сочинять иносказательные басни.
Слайд 12
В первом номере журнала редакция обращалась к читателям:
«Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь
и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный, ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием».
Слайд 13
«Сатирикон» позволял себе довольно смелые выходки. Объектами его
сатиры становились Государственная Дума, отдельные ее депутаты и партии,
правительство и власти на местах, включая генерал-губернаторов, реакционные журналисты.
Слайд 14
В 1913 году основная часть сотрудников и редактор
«Сатирикона» вышли из состава редакции и приступили к изданию
журнала «Новый Сатирикон», издававшийся до1916 года. После революции он был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции.
Слайд 15
по страницам ЖУРНАЛА «Сатирикон»
Слайд 16
Советская печать открыла кампанию
«на повышение культуры советского
человека».
А вот культуру-то сунуть и некуда!
Слайд 17
Об открытии винных лавок
– Эх, брат-чухна, несчастный ты
человек! И деньги у тебя есть, а выпить негде!
То ли дело, скажем, я – пей, сколько влезет!
– Ну. и пей себе…
– Да… не на что…
Слайд 18
Политическая сатира против внешней политики Германии
до и
во время Первой мировой войны
Слайд 19
Бойкот всего немецкого
– Что у нас нынче на
обед? Ка-ак? Шницель по-венски? К чёрту шницель! Лучше буду
голодный!..
… и т. п.
Слайд 20
Борьба с религией
– Ах, зачем эти лучи свободы
и щедрости своей осветили не только наши смиренные души,
но и наши смиренные сундуки.