Слайд 2
Жанры публицистики
Под жанрами в теорий журналистики понимаются устойчивые
типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки
называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения.
информационные
аналитические
Художественно-публицистические
Слайд 3
Жанры публицистики
Малый жанр публицистики, цель которого -
возможно быстрее
сообщить читателю актуальную новость.
Отвечает на вопросы:
Что произошло? Где произошло? Когда произошло?
Назначение жанра - возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Перед автором стоит задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события.
Главный жанр аналитической журналистики. Дает подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие самостоятельные размышления.
Один из диалогических жанров публицистики, с его помощью журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях. Материал журналист получает в ходе непосредственной встречи с человеком, который его интересует.
Слайд 4
Жанры публицистики
Заметка
Репортаж
Статья
Интервью
Малый жанр публицистики, цель которого - возможно
быстрее сообщить читателю актуальную новость. Отвечает на вопросы: Что
произошло? Где произошло? Когда произошло?
Назначение жанра - возможно быстрее показать читателю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Перед автором стоит задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события.
Главный жанр аналитической журналистики. Дает подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие самостоятельные размышления.
Один из диалогических жанров публицистики, с его помощью журналисты сообщают не только о событиях, но и о мнениях людей об этих событиях. Материал журналист получает в ходе непосредственной встречи с человеком, который его интересует.
Слайд 5
Жанры публицистики
Информационные
Художественно-публицистические
Аналитические
Слайд 6
Жанры публицистики
Аналитические
Информационные
Художественно-публицистические
Слайд 7
Фельетон
Фельето́н (фр. feuilleton, от feuille — «лист», «листок»)
— жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления общественной жизни.
ФЕЛЬЕТОН
— малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором.
Фельетон - это один из сатирических жанров, задача которого — обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Как и другие художественно-публицистические жанры, фельетон сочетает в себе понятийные и образно-выразительные средства.
Фельетон, как один из распространённых газетных жанров сатиры, использовался журналистами для борьбы с пережитками, которые мешали общественной жизни.
Слайд 8
История термина
Термин фельетон возник в начале XIX век.
В 1800 во Франции издатель газеты «Journal des Débats»
стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в 1803 изменил формат своей газеты — удлинил его книзу, и эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетон. Очень часто фельетон выполнял просто занимательную роль и с помощью стилевого оживления привлекал внимание читателя к данному номеру газеты или журнала.
Слайд 9
В дальнейшем термин Ф. получил двоякое значение: 1)
литературный материал «подвала» газеты,
2) литературное произведение малой формы
публицистически-злободневного характера, помещенное или в Ф. газеты, или в дополнительных частях журнала (обозрение, смесь).
Именно в последнем значении этот термин закрепляется и получает очень широкое распространение во Франции, затем в Германии и в России.
Слайд 10
Фельетон представляет собой произведение публицистической литературы, рассказывающий о
текущих событиях и проблемах в обществе, отрицательных героях и
явлениях в духе критики с использованием приемов сатирического характера и юмора. Фельетон обладает острым и злым описанием действительности. Жанр фельетона всегда является одним из любимых для журналистов, позволяя с одной стороны эффективно, а с другой – юмористически высмеивать явления и отдельных деятелей в обществе, поэтому фельетоны о любви редкостны.
Слайд 11
Фельетон
публицистика
Художественный стиль
Вообще фельетон всегда был объектом для оживленных
обсуждений и споров. Дискуссии вызывало многое, начиная от вопроса,
что считать родоначальником жанра и заканчивая вопросом о его принадлежности – художественный ли он, публицистический, ни то ни другое или нечто среднее?
(актуальность, злободневность,
ярко выраженная оценочность),
(использование образных средств из арсенала художественной литературы)
Слайд 12
Синтезирующий жанр
«…Но вместе с тем я не иду
ни в один из этих жанров, а предпочитаю оставаться
на основном жанре – фельетоне, на том жанре, который соединяет в себе все виды художественной литературы в газете. …Нужно этот жанр беречь и культивировать, несмотря на то, что жанр фельетона как синтетический жанр – жанр необычайно трудный, требующий беспрерывной работы над собой, беспрерывной работы в разных областях, жанр, пожалуй, единственный, в котором никак не обойдешься техминимумом, а где все время нужен техмаксимум. И этот техмаксимум всегда нужно выполнять».
Михаил Кольцов,
Слайд 13
Помни правила!
Фельетон всегда строится на факте.
Истинный фельетон раскрывает
читателю глаза на те события и факты, к которым
тот давно привык и уже не замечает, считая чем-то самим собой разумеющимся.
В основе фельетона лежит конфликт. Не обязательно комический.
Фельетон, как представитель малого (по объему) жанра, требует филигранной отточенности стиля и четкости сюжетно-композиционного построения.
Обязательная составляющая фельетона – «наличие устойчивого образа пишущего», т.е. активная позиция автора.
«Усиление выразительности речи достигается различными средствами, в первую очередь использованием тропов».
Слайд 14
Аркадий Бухов «Человек и курорт»
«Человек – как
забытый клад в степи: копнешь верхний слой, а за
ним столько сокровищ и сокровенностей, что дух захватывает… Чего только нельзя найти в пошлом незамысловатом человеке?… На себе я это испытал в прошлом году, когда какой-то незнакомый доктор – да будет презренно имя его! – посмотрев на меня поверх широких очков, начал перечислять все те широкие возможности, которые таит мой организм. По его точному и беспристрастному подсчету оказалось, что передо мной блестящий выбор недорогих и обеспеченных путей для крематория: печень, почки, кишки, – словом, все, что я мог скопить за долгую трудовую жизнь, все это вопиет или о крематории, или о курорте».
Слайд 15
Аркадий Бухов «Человек и курорт»
«Человек – как
забытый (эпитет, причем в переносном значении; сравнение) клад в
степи: копнешь верхний слой (метафора), а за ним столько сокровищ и сокровенностей, что дух захватывает… Чего только нельзя найти в пошлом незамысловатом человеке?… На себе я это испытал в прошлом году, когда какой-то незнакомый доктор – да будет презренно имя его! (риторическое обращение) – посмотрев на меня поверх широких очков, начал перечислять все те широкие (параллелизм) возможности, которые таит мой организм. По его точному и беспристрастному подсчету оказалось, что передо мной блестящий выбор (гипербола, ирония) недорогих и обеспеченных путей для крематория: печень, почки, кишки, – словом, все, что я мог скопить за долгую трудовую жизнь, все это вопиет (олицетворение) или о крематории, или о курорте».
Слайд 16
Роль заголовка
Огромную роль в фельетоне играет и заголовок,
который зачастую имеет характер развернутой или более краткой загадки.
Заголовок привлекает читателя своей нестандартностью и заставляет сначала заинтересоваться, а потом и задуматься.
Вот только несколько примеров из творчества мастеров начала века: «Если бы я был фельдшером»,
«К вопросу о тупоумии» (М. Кольцов),
«Веселящаяся единица»,
«На купоросном фронте»,
«Как создавался Робинзон» (И. Ильф, Е. Петров),
«Критика за наличный расчет» (В. Катаев).
Слайд 17
Три «кита»-три принципа
Первый принцип – от факта
к проблеме.
Второй принцип – от проблемы к факту.
Третий принцип
создания фельетона – от проблемы к типизации. Этот способ обобщения фактов наиболее близок художественной литературе.