Слайд 2
«…бедняцкий слой деревни печально заскучал по
колхозу, и нужно
туда бросить что-нибудь особенное
из рабочего класса, дабы начать классовую
борьбу
против деревенских пней капитализма…» /А.Платонов./
Слайд 6
«Жизнь твоя, налаженная годами тяжелого труда и забот,
стала выбиваться из колеи, как норовистая кобыла».
/Б.Можаев/
Слайд 8
Меры борьбы с кулачеством
1-категория.
Отправлять
в концлагеря
2-категория
Высылать в
отдаленные
местности
СССР.
3-категория
Высылать
за
пределы
колхоза на
новые
земли.
Слайд 12
Журнал «Новый мир»
«Пара гнедых» –
лето 1929г;
«Хлеб для
собаки» – лето 1933г;
«Параня» – лето 1937г;
«Донна Анна» –
лето 1942г.
Слайд 13
Документальная реплика В.Ф.Тендрякова к рассказу «Пара гнедых»
«Уинстон Черчиль
в своей книге « The second world war» («Вторая
мировая война») вспоминает о десяти пальцах Сталина, которые тот показал, отвечая ему на вопрос о цене коллективизации.
Десять сталинских пальцев могли, видимо, означать десять миллионов раскулаченных – брошенных в тюрьмы, высланных на голодную смерть крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей…»
Слайд 16
Коллективизация – трагедия для крестьянина труженика, 1929г
Слайд 17
«Пара гнедых» –
лето 1929г
«Подымаю со дна моей
памяти…»
«По детским следам иду сейчас, сорок с лишним лет
спустя, иду весьма зрелым и искушенным человеком. А потому, пусть не удивляет вас трезвая рассудочность моего изложения».
Слайд 19
Раскулаченная семья возле своего дома, 1927г
Слайд 21
Массовое раскулачивание крестьян
Слайд 24
« НЕ РЕВОЛЮЦИЯМИ, А ЭВОЛЮЦИЕЙ ЖИВ МИР»
К.Д.БАЛЬМОНТ
Слайд 27
В период коллективизации
«… искореняли сотни самых трудолюбивых, распорядливых,
смышленых крестьян, тех, кто и несли в себе устойчивость
русской нации».
А. Солженицын
Слайд 41
Ф.А.Абрамов «Поездка в прошлое»
Слайд 44
«И вышла из дыма саранча на землю, и
дадена была ей власть, кою имеют скорпионы… Царем над
собой саранча поимела ангела бездны по имени Аваддон… И сказано далее: это только одно горе, а ещё два грядет…».
Дед Санко Овин «Пара гнедых», Ф.Тендрякова
Слайд 45
«Настанет время – да взыграет сучье племя,
сперва бар погрызет, потом бросится на народ. От села
до села не останется ни забора, ни кола, все лопухом зарастет.
Копыто конское найдете – дивиться будете: что за зверь такой ходил по земле».
Куриный Апостол «Мужики и бабы» , Б.Можаева
Слайд 46
Поэтика рассказа
Звукопись
Цветопись
Символы
Библейские мотивы
Символика чисел и имен
Слайд 47
Цветопись
«золотые кони» на «золотом» фоне вечернего неба;
«красная
пыль в воздухе»;
«на улице висела красная от заката пыль»;
«висела
над улицей красная пыль»;
«по самой середине закатно - красной дороги…»
« к накалёно – красным крышам возносился его голос…»;
«лиловые сумерки обволакивали село»;
Слайд 48
Символы
Слово «красный» обозначает предзнаменование кровопролитий;
«красный стол» ассоциируется
с плахой, лобным местом, куда взойдут невинные жертвы катастрофы;
Слово
«пыль» употреблено автором в значении «исторического пути» не видно;
Слово «дергач» – диалектное, для усиления впечатления от звучания «раздерганного» времени.
Слайд 49
Звукопись
«…мычание, блеяние, остервенелые бабьи голоса, бабы гонялись
за скотиной, ругались, причитали…»
«кричал дергач»;
«село угомонилось, кричал дергач»;
«слушал дергача»;
«гремел
железом»;
«ожесточенно загремел молотком»;
Акуля спит «под грохот Миронова молотка»;
«Мирон с грохотом сбросил лист железа..»;
«Гы!» звучит в рассказе 6 раз
Слайд 50
Символика имен и чисел
Петруха Черный - «черный камень»;
Мирон
Богаткин - «плачущий»;
«Аваддон», по-русски - губитель
Число «4» - символ
устойчивого мира: новая власть надолго;
Число «6» – символ мироздания, включая преисподнюю ,- нет надежды на лучшее;
Число «3» – надежда на Бога.
Слайд 52
К. ИКРАМОВ
«…если люди будущего захотят узнать, как и
чем мы жили в двадцатом веке, то без книг
Тендрякова они этого не поймут».