Слайд 2
Риторика (др. греч. — «ораторское искусство») — филологическая
дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское
искусство, красноречие.
Слайд 3
Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что
о мастерстве публичного выступления знали в Египте, Ассирии и
Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе.
Слайд 4
Изобретателем риторики как искусства полемики, цель которой -
победа в споре, считается философ-материалист Протагор из Абдеры (480-410).
По
мнению Протагора, наихудший аргумент необходимо представить как наилучший путем хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде.
Слайд 5
Риторика в собственном смысле начинается с утверждения величайшим
мыслителем античности Платоном (427-347 г до н.э.) задач и
целей публичной аргументации и с определения ее этического и познавательного статуса. Истинное искусство риторики, по мысли Платона, далеко выходит за пределы техники аргументации, а истинный ритор предстает как философ.
Слайд 6
Особое значение в развитии риторики принадлежит Аристотелю (384–322
гг.), основавшему Ликей, где ведущими предметами были философия и
риторика. Свои взгляды по теории красноречия Аристотель изложил в книге «Риторика». Аристотель считал, что для успеха речи важны следующие компоненты: характер самого говорящего, особенности слушателей и качества речи.
Слайд 7
Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима считается творчество
Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н.э.). Взгляды на
риторическую науку Цицерон изложил в книгах «Об ораторе», где представлен образ идеального оратора-философа, «Брут, или о знаменитых ораторах» – история красноречия, «Оратор».
Слайд 8
Дионисий Галикарнасский (60–7 гг. до н.э.) — ритор
и критик. Его главный труд — «Римские древности».
Трактат Дионисия
Галикарнасского «О соединении слов» интересен рассмотрением риторики литературной в связи с риторикой музыкальной (в частности, автор проводит чёткое разграничение между ораторской речью и вокальной музыкой).
Слайд 9
Свой опыт преподавателя риторики и судебного адвоката обобщил
в обширном сочинении «Риторические наставления» Марк Фабий Квинтилиан (36-96
гг. н.э.). В его риторической школе широкое общее гуманитарное образование сочеталось с глубоким изучением ораторского искусства времен античного классицизма.
Слайд 10
В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не
прибавила к античным разработкам, придерживалась правил Аристотеля и поздних
теоретиков и лишь перерабатывала их в расчете преимущественно на сочинение посланий и проповедей.
Слайд 11
Алкуин Флакк Альбин (ок. 735 — 804 н.э.)
— учёный, ритор, богослов, поэт. Изложив риторические сведения, автор
с легкостью переходит к классификации предметов нравственного богословия. Такой способ изложения воспринимается как убедительный, научно корректный, рациональный, но одновременно он действует на средневекового человека своей иерархичностью.
Слайд 12
В XI в. теология породила такой феномен средневековой
науки, как схоластика - философия, неразрывно связанная с теологией,
но не тождественная ей. Вершиной средневековой схоластики стало творчество Фомы Аквинского (XIII в.). Утверждая гармонию разума и веры, он сумел осуществить синтез философии Аристотеля и христианской догматики.
Слайд 13
Философ и богослов конца XIII - начала XIV
столетия Раймунд Луллий из ордена францисканцев, развивал идеи схоластики
в знаменитой книге «Великое искусство». Он же построил «логическую машину». Она представляла семь вращающихся на одной оси кругов, на каждом из которых записаны понятия и операции («равенство», «различие», «противоречие» и т.д.) Так как круги вращались независимо друг от друга, то можно было получать многообразные сочетания понятий
Слайд 14
Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов
на развитие теории красноречия и методики обучения риторике весьма
значительно. Риторическую культуру Рима переняла Византия, а следом за ней и Древняя Русь. С принятием христианства на Руси началось освоение книжности, а с ней и сущности риторики как науки.
Слайд 15
В древнерусских памятниках часто встречаются слова ритор, риторика,
хитростное глаголание. На Руси в то время были распространены
два рода публичного красноречия: слово – торжественное красноречие (например, «Слово о полку Игореве») и поучение, к которому относились назидательные речи («Поучения» Владимира Мономаха). По всем правилам риторической науки построено «Слово о законе, о благодати» митрополита Илариона, которое не уступает трудам византийских ораторов.
Слайд 16
Огромный вклад в развитие русского красноречия внес Михаил
Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он предпринял реформу русского языка, заложил
основу современного русского языка. В 1744 г. Ломоносов издал первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное».
Слайд 17
В России в конце XVIII – XIX вв.
создаются многочисленные пособия по риторике. И.С. Рижский, автор учебника
«Опыт риторики» (1809), определил задачи общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей.
Слайд 18
В 1844 г. вышла книга М.М. Сперанского «Правила
высшего красноречия». Автор считал, что «основания красноречия суть страсти».
Сперанский рассматривал значение композиционных элементов речи для возбуждения страстей (введение есть «приуготовление души к тем понятиям, которые оратор хочет ей внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить»).
Слайд 19
После революции 1917 г. риторика объявлена старорежимной и
бесполезной наукой - она практически не преподаётся в учебных
заведениях.
Интерес к риторике в России возрождается лишь в 90-е годы XX века, что связано с изменением социально-политических и экономических условий жизни общества, новым отношением к человеку как индивидуальности, неповторимой личности и развитием наук, которые занимаются исследованием речи с разных позиций.