Слайд 2
Борис Леонидович Пастернак
1890-1960
Иосиф Александрович Бродский
1940-1996
Слайд 4
Главный тезис моей работы:
«Доказать, что несмотря на кардинальное
различие стилей написания стихотворений, Борис Пастернак и Иосиф Бродский
имеют крепкую интертекстуальную связь в своих стихотворениях «Рождественская звезда».
Слайд 5
Борис Пастернак. Фото: ИТАР-ТАСС
Слайд 6
Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
Слайд 8
Нобелевская премия, присужденная Борису Пастернаку в 1958 году.
Слайд 12
Иосиф Бродский (1969 г)
Это трудное время
Мы должны пережить,
перегнать
эти годы,
с каждым новым страданьем забывая
былые невзгоды
и встречая,
как новость, эти раны
и боль поминутно,
беспокойно вступая в туманное новое утро.
Слайд 13
Вручение Иосифу Бродскому Нобелевской премии в 1987 году.
Слайд 14
Что такое «интертекстуальная связь»?
Интертекстуальность — термин, введенный в
1967 теоретиком постструктурализма, французской исследовательницей Юлией Кристевой (р. 1941)
для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга.
Слайд 16
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во
всех других
Как бы им в даренье.
(«Свадьба», из цикла «Стихотворения
Юрия Живаго»).
Слайд 17
Мирозданье – лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.
И
сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
(«Определение творчества»,
СП, с.128).
Слайд 18
Поэтический дар благодарно побеждён миром.
Этот дар – образец
для следования.
О.А. Седакова
Слайд 19
«Охваченность великолепием и единством мира» - центральная инвариантная
тема поэзии Пастернака.
А.К. Жолковский
Слайд 20
В философии искусства Пастернака сочетаются «футуристическое» и «толстовское»
начало.
Б.М. Гаспаров
Слайд 21
Характерные черты поэтики Пастернака – размывание границы между
личным и неличным, живым и неживым; образ окна, как
бреши между внутренним и внешним пространством; мотивы городской окраины, заставы, вокзала…
Б.М. Гаспаров
Слайд 22
Метафора выполняет связующую роль, мгновенно, динамично стягивает разрозненные
черты мира, воплощая единство мира,
взаимодействие и взаимопроникновение явлений.
А.Д. Синявский
Слайд 23
Все ещё нам лес - передней.
Лунный жар за
елью – печью.
Всё, как стиранный передник,
Туча сохнет и лепечет.
Слайд 24
Но вещи рвут с себя личину,
Теряют власть, роняют
честь,
Когда у них есть петь причина,
Когда для ливня повод
есть.
«Косых картин, летящих ливмя…», СП, стр.180
Слайд 25
«Я» - перестаёт быть структурным центром.
«Я» превращается в
действительность, а действительность превращается в «Я».
Слайд 26
Отчуждение «Я» от других и от бытия в
целом.
Природа иносущностна по отношению к человеку, а вещи мертвенны,
подобны отвлеченным схемам, экзистенциально пусты.
Слайд 27
Основные признаки вещи – её границы.
Реальность вещи это
дыра, которую она после себя оставляет в пространстве.
Слайд 28
Бродский «классичен» и «классицистичен».
Высокая степень «цитатности»
Слайд 29
Иосиф Бродский считает, что в основе всего лежит
чистая радость Рождества
Слайд 30
Пастернак считает, что главное – радость через страдания.
Слайд 31
«Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с
утеса
Спросонья в полночную даль
пастухи.»
Питер Брейгель Старший «Поклонение волхвов в
снегу».
Слайд 32
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с
утеса
Спросонья в полночную даль
пастухи.
Слайд 33
Андреа Мантенья. Парнас.
Джованни Беллини. Пьета.
Слайд 34
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу
в вертепе
На склоне холма.
Слайд 35
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и снега
Средь целой вселенной,
Встревоженной
этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И
три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
Слайд 36
Все мысли веков, все месты все миры,
Все ёлки
на свете, все сны детворы,
Весь трепет затепленных свечек, все
цепи
Всё великолепье цветной мишуры…
…Все яблоки, все золотые шары.
Слайд 41
Вывод
Рассмотрев сравнение стихотворений «Рождественская звезда» Бориса Пастернака и
Иосифа Бродского можно отметить различия в стиле написания, действующих
лицах, значении звезды, описании Младенца, но несмотря на это мы видим сходство в трактовке сюжета, пейзаже. Но главное сходство, главная интертекстуальная связь заключается в последних отрывках стихотворений. Эти отрывки содержат одинаковое философское суждение об этом евангельском событии. И для Пастернака, и для Бродского Младенец – спаситель мира. Именно для того, чтобы спасти человечество Иисус пришёл в этот мир, и для обоих поэтов это событие исполнено чуда.
Слайд 42
Список используемой литературы:
Иосиф Бродский «Рождественские стихи».
Борис Пастернак «Доктор
Живаго».
«Рождество: точка отсчёта». Беседа Иосифа Бродского с Петром Вайлем
О
пастернаковском пласте в поэзии Иосифа Бродского: стихотворение «Пришла зима и все, кто мог лететь…». Ранчин А. М.
"Рождественская звезда" Бориса Пастернака: поэзия и живопись. Коллектив журнала «Виноград».
Основные мотивы лирики Б. Пастернака. http://www.litra.ru/
«Рождественская звезда». Текст и подтекст. Олег Лекманов.