Слайд 2
Композиционные формы
Монолог
Диалог
Песня-повествование
Песня- описание
Слайд 3
Песня-монолог
повествование передается от лица главного
героя песни или певца-автора.
Слайд 4
Ты, молоденький молодчик, молодой,
Моему сердцу на свете
дорогой,
Ты не стой, не дожидайся, милый мой!
Уж и так-то
мне тошнехонько житье,
Уж и так-то мне грустнехонько, младой!
Не велят-то на крылечке мне стоять,
Не велят-то мне оттуда тебя ждать....
Я пойду с горя в зеленый сад гулять,
Посмотрю ли я на милаго дружка, —
Хоть на время облегчу свою тоску.
Слайд 5
— Ах ты, да душечка добрый молодец,
Удалая
твоя головушка,
Что умильныя твои ясны очи!
Ты куды, мой свет,
снаряжаешься,
Во которую дальну сторону,
Во которую незнакомую,
Во Казань город, или в Астрахань,
Или в Новгород, или в Петербург,
Иль во матушку в каменну Москву?
Ты возьми, возьми меня с собой,
Назови меня родной сестрой,
Или душечкой молодой женой! —
— «Ах ты, глупая красна девица,
Неразумная твоя головушка!
И рад бы тебя взять с собой:
Про меня там люди ведают,
Да что нет у меня родной сестры,
Нет ни душечки молодой жены;
Лишь одна у меня матушка,
Да и та уже старешенька.»
Песня- диалог
Слайд 6
Песня- повествование
Девушка лесом шла,
Красавица темным шла,
Своего дружка не
нашла,
Показалось девушке:
Во лесу листья шумят,
Белая березонька
К сырой земле
клонится.
На эту березоньку
Слеталися пташечки:
Соловей с кукушкой
Кукует кукушечка
По своем теплом гнезду,
Горюет горючечка
По своему она горю.
Слайд 7
Песня- описание
Ах, не пыль в поле запылилась,
Не туман
с моря подымается:
Заря бела, день заниматся.
Красное солнышко высоко взошло,
Высоко
взошло, далеко светло,
Высоко взошло, опустилося,
Опустилося, закатилося,
Слайд 8
Описательно - повествовательная часть + монолог или диалог
героев
Слайд 9
Из-за лесу, лесу темного
Из-за лесу, лесу темного,
Из-за садика
зеленого
Выплывала туча грозная,
Туча грозная с сильным дождем,
С сильным дождем,
с крупным градом.
Дочь от матери поехала,
Поехала дочка, не простилася,
Не простилася, разбранилася,
Середь лесу становилася,
Середь лесу, середь темного,
Наспротив гнезда соловьиного,
Соловеюшке наказывала:
«Соловейка, вольна пташечка,
Ты, залетная пичужечка,
Ты слетай-ко на мою сторонушку,
На родимую сторонушку,
К родимой матушке.
Ты скажи-ка моему батюшке челобитьице,
Моей матушке поклон до земли,
Чтоб не плакала моя родима матушка
Во веселой беседе сидючи,
На моих товарищей глядючи,
Обо мне вспоминаючи».
Слайд 10
Композиционные приемы:
Цепочное построение
Ступенчатое сужение образов
Поэтический параллелизм
Слайд 11
Цепочное построение
Отдельные строки песни связываются между собой
“цепочно”: последний образ первой картины песни является первым образом
второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д.
Слайд 12
Цепочное построение
Калинушка с малинушкой, лазоревый цвет...
Веселая
беседушка, где батюшка пьет;
Он пить не пьет, родимый
мой, за мной, младой, шлет:
А я, млада-младешенька, замешкалася
За утками, за гусями, за лебедями,
За мелкою за пташечкой – за журушкой!
Как журушка по бережку похаживает...
Шелковую травинушку пощипывает,
Студеною водицею захлебывает.
За реченьку за быструю поглядывает
За реченьку за быстрою четыре двора;
Слайд 13
Ступенчатое сужение образов
Это прием, в котором образы следую
друг за другом в направлении их пространственного сужения. (от
наиболее широкого к наиболее узкому).
1
2
3
Слайд 14
Ступенчатое сужение образов
На горе, горе высокой,
Во избе,
избе сосновой,
На скамеечке дубовой
Молодец в гусли играет,
Свою Дуню
утешает.
Слайд 15
Поэтический параллелизм
- это последовательное сопоставление картин из
мира природы и ситуаций из жизни человека
Слайд 16
Поэтический параллелизм
Цвели, цвели да в поле цветочки,
Э, цвели да повяли.
Любил, любил да парень девчонку,
Э, любил да покинул.
Ах, кабы не морозы,
И зимой бы цветы расцветали,
Ох, кабы на меня не кручина,
Ни о чем-то бы я не тужила.