Слайд 2
Цель урока: познакомиться с жизнью
и творчеством А.
Платонова и,
может быть, поспорить с писателем?
Смешивать меня с моими сочинениями — явное
помешательство. Истинного себя я еще никогда и никому не показывал и едва ли когда покажу. Этому есть много серьезных причин, а главная — что я никому не нужен по-настоящему.
Слайд 3
Андрей Платонович Платонов (Климентов –
настоящая фамилия) – сын машиниста паровоза и паровозного слесаря.
Старший сын в семье, где было 11 детей. Отец их всех очень любил, хотя почти не видел – очень много работал. Приползал (буквально) и гладил всех наощупь. Потом, в советские времена, его признавали героем труда. Дважды.
Старший сын помогал и растить, и кормить младших братьев и сестёр. Рано, с 13 лет, Андрею пришлось начать трудовую деятельность: помощник машиниста, литейщик, электротехник — такие профессии он успел освоить до революции.
Образование далось ему дорогой ценой и только при советской власти.
Слайд 4
Он хотел учиться —
поступил в Воронежский политехнический институт, специальность – электротехника в
мелиорации, однако через год, в 1919 г., ушёл на Гражданскую войну, где был фронтовым корреспондентом.
По окончании войны Андрей Платонов продолжил учёбу. В 20-е годы он работал инженером-мелиоратором, специалистом по электрификации сельского хозяйства и параллельно занимался литературным творчеством.
Слайд 5
В 1922 выходят его стихи.
Известно, что их похвалил В. Брюсов.
В этом
же году рождается сын Платон.
До 1926 года Платонов еще занимается своей технической специальностью: строит две ГЭС, участвует в съезде гидромелиораторов. А потом сворачивает все это, и с семьей уезжает в Москву, чтобы стать все-таки профессиональным писателем.
К этому времени у него уже сложился его своеобразный, замешанный на миропонимании язык, поэтому пробиться ему трудно: эстеты хвалят, а РАПП готов растерзать. И жить негде и не на что. В конце концов семья поселилась во флигеле особняка на Тверском бульваре – там, где поместился Литературный институт.
После выхода в свет сборника «Епифанские шлюзы» (1927) Платонова заметила критика, его талант высоко оценил Максим Горький.
Слайд 6
Популярность Платонова растёт с появлением книги «Сокровенный человек»
(1928). К этому времени Андрей Платонович уже был счастливо
женат, растил сына, был кандидатом в члены партии…
Слайд 7
Переломным моментом в судьбе
писателя стало появление в печати рассказа «Усомнившийся Макар» (1929).
«Талантливый писатель, но сволочь», — такую характеристику дал автору Сталин.
В рассказе описываются скитания Макара Ганушкина, ищущего ответ на вопрос: «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?». С этой целью герой отправляется в Москву.
Макар — талантливый изобретатель-самородок, но его изобретения не нужны чиновникам. Писатель сатирически показывает современное ему общество, подчёркивая абсурдность происходящего: сообразительный, наделённый природной смекалкой и «умными» руками, Макар не находит применения своим талантам, вынужден подчиняться безмозглому начальству; здравые идеи герой находит в сумасшедшем доме , а его самого принимают в ряды чиновников. Конечно, такое произведение не могло понравиться в «стране победившего социализма»
,
Слайд 8
Недовольство чиновников от литературы усилилось
после «бедняцкой хроники» «Впрок» (1929), в которой коллективизация показана
как трагедия крестьянства. Прочитав это произведение, Сталин написал на полях: «Подонок», а в подзаголовке исправил слово «бедняцкая» на «кулацкая». А. Фадееву было поручено составить критический разбор произведения. Фадеев старательно выполнил поручение Сталина. А. Платонова объявили «кулацким агентом»
Слайд 9
В 1938 году арестовали
его 15-летнего сына Платона по подозрению в антисоветском заговоре.
В 1940 Платона выпустили, но уже смертельно больного туберкулезом. Отец стал за ним ухаживать и тоже заразился. А сын умер в 1943 году.
Печатать Платонова совсем перестали. Он переделывал русские и башкирские сказки, и их издавали анонимно – иногда. Семья жила на заработки жены (редактора) и всякой поденщиной.
Слайд 10
Война…Платонову разрешили стать военным корреспондентом и печатали в
газете «Красная звезда», хотя он от своей манеры и
тут не отходил.
После войны написал рассказ «Возвращение» («Семья Иванова») – о тяжелейшей психологической ломке вернувшегося фронтовика (о том, как война стала разладом в семье и в то же время «не отпускает» героя).
Его тут же обвинили в клевете и перестали печатать уже совсем.
До смерти подрабатывал он то дворником, то рабочим в театре. Ехидные люди потом писали о студентах литинститута, которые, наверно, думали, что они гении, и свысока поглядывали на дворника-Платонова… Умер он от туберкулеза в 1951 году.
Этапы творчества
Ранний – года до 1926 – откровенно революционный, прямолинейный,
утопический и отвлеченно-наивный, как всякая философическая утопия. Платонов надеялся, что Россия станет «страной мысли и металла», что человек своей энергией победит косное вещество, одолеет в конце концов смерть и воскресит всех предков.
Второй период – зрелый. Разочарование начинает проглядывать уже в повести 1926 года «Епифанские шлюзы»: не приживается в России техническое новшество никак…
Самое известное из того, что он написал в момент своего мировоззренческого перелома (конец 20-х – начало 30-х):
– «Сокровенный человек» (1927)
– «Чевенгур» (1929)
– «Котлован» (1930) – Андрей Платонов в этой повести отразил эпоху индустриализации и коллективизации, проводимых в стране Советской властью. Видя, как правительство истребляет свой народ, писатель в гротескной форме показал правду жизни.
– «Ювенильное море» (1931).
Слайд 12
Отличительные черты платоновского стиля:
Андрей Платонов был потрясен неблагополучием мира, в
котором живет, и сказал об этом на своем языке, не похожем ни на чей другой.
Его язык оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе, часто называемый «первобытным», «нескладным», «самодельным» / «корявый и афористически изысканный») (Е. Яблоков)/
Платонов активно использует приём остранения, его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными для, например, детской речи.
для Платонова характерен такой приём, как избыточность («Вощев… отворил дверь в пространство», «его тело отощало внутри одежды»),
использование синтаксически неправильных конструкций типа «глагол + обстоятельство места» («думаешь в голову», «ответил… из своего высохшего рта», «узнал желанье жить в эту разгороженную даль»),
употребление предельно обобщённой лексики («природа», «пространство», «погода») вместо конкретных пейзажных описаний («Прушевский осмотрел пустой район близлежащей природы», «старое дерево росло… среди светлой погоды»).
Отмечается также активное употребление типично советских бюрократизмов, часто в ироническом ключе («конфисковать её ласки»)
Слайд 14
Фома Пухов - главный герой повести А. Платонова
«Сокровенный человек».
Мастер золотые руки ;
«Чувствует» машину;
Горячо любит Родину;
Не боится смерти;
«Не одарён чувствительностью»
«Сердце его иногда тревожилось
и трепетало от гибели родственного
человека и хотело жаловаться…»
Фома Пухов о себе:
“Придурковатый мужик”,
“Смутный человек”,
Я – природный дурак”,
“Я – человек облегчённого типа”.
Суть характера Фомы Пухова
Много
размышляет;
Старается понять суть явлений;
Не смиряется с казёнщиной, с отсутствием «собственных слов», с ложью;
Своя правда, основанная на народности;
Одержим страстью к подлинному познанию мира, во всём убедиться лично;
Любит машины;
Любит мир природы, пространство, движение.
Окружающие о Фоме:
«Полный контр»;
«Придурок»;
«Ветер, дующий мимо паруса революции»;
«Отвалок».
Слайд 16
Представления Пухова
о
новой жизни и революции:
Мечта о подвиге, который наполнит смысл жизни;
Восторг от нахождения рядом с теми, кто делал историю, «чувство полного удовольствия, крепости и необходимости своей жизни»;
Если не отсиживаться дома и не прятаться, а воевать за «дело рабочих», то человек может стать творцом своего счастья, «чести и звания, а не угнетения».
Реальность. Горькая правда.
Революция - это освобождение от пут, связывающих человека, но свобода и счастье одних оборачиваются трагедией для других людей.
Новороссийск. «Разгром и аресты зажиточных людей»;
Бессмысленная гибель людей на «Шане»;
Поезд для одного человека, когда огромное количество людей по несколько дней сидят на станции в ожидании хоть какого-нибудь поезда.
Слайд 17
Цель странствий Пухова:
Чтобы не прошла жизнь мимо него,
чтобы время, грандиозность которого он чувствует, не пропустить.
Мечта о
новой жизни, о счастье.
Карта странствий Пухова
Слайд 18
Главные вопросы, над которыми размышляет автор:
Стоит ли жить,
если смерть - единственный итог жизни?
В чём смысл революции?
Ключевые
мотивы повести:
Мотив дороги:
Духовный поиск;
Поиск смысла жизни.
Мотив смерти:
Пейзаж (внутренне состояние)
Мотив сиротства:
Ценность отдельной человеческой жизни для всего мира в целом.
Пухов прошел испытания, не сделал подлости, обрёл друзей, не предал, осмыслил себя, сохранил чистое, светлое начало, чистую душу…
Слайд 19
Главный герой произведения Фома Пухов выглядит очень странным
на фоне традиционных для советского искусства персонажей пролетарского происхождения.
В отличие от не ведающих сомнений героев А.А.Фадеева, Пухов не верит в революцию, сомневается в ней.
Герой Платонова, подобно некрасовским мужикам в поэме «Кому на Руси жить хорошо», влеком вечной загадкой счастья. Его интересует не столько быт, сколько бытие. Повесть открывается очень странной сценой: проголодавшийся Фома режет колбасу на гробе жены. В этом эпизоде выразительно соотнесены друг с другом вечное и сиюминутное, показана вся мера непохожести Фомы на обыкновенного человека. Фома осиротел, но приходится продолжать жить.
Фома Пухов — вечный странник. На первый взгляд, он путешествует бесцельно, в то время как все вокруг заняты вполне конкретными делами. Он же не находит себе постоянного пристанища, потому что в революции не находится места его душе. С точки зрения окружающих, революция выполняет свое обещание дать каждому счастье. А Фоме открывается только реальность революционной бури — реальность умирания…
Слайд 20
1. Как понимал Платонов смысл слова «сокровенный»?
«Сокровенный» обозначает нечто противоположное понятиям «откровенный», «внешний», «наглядный».
В современном русском языке к определению «сокровенный» — «необнаруживаемый, свято хранимый» — добавляется часто «задушевный», «интимный», «сердечный».
Однако в связи с Фомой Пуховым Платонова, откровенным пересмешником, подвергающим жесткому анализу святость и безгрешность самой революции, понятие «сокровенный», как всегда, резко видоизменяется, обогащается.
«Сокровенность» Пухова — в свободе саморазвития, свободе суждений и оценок самой революции, ее святых и ангелов в условиях остановившейся в бюрократическом оцепенении революции.
Слайд 21
2. Почему Платонов избрал сюжет скитальчества, странничества для раскрытия характера?
Повесть начинается с демонстративно заявленной, наглядной темы движения, разрыва
героя с покоем, с домашним уютом, с темы натиска на его душу встречной жизни; с ударов ветра, бури. Фома Пухов входит в мир, где «ветер, ветер на всем белом свете» и «на ногах не стоит человек» (А. Блок).
Среди всех чувств Фомы Пухова преобладает одно: только бы не останавливалась буря, не исчезла величавость соприкосновения с людьми сердцем к сердцу, не наступил застой, «парад и порядок», царство прозаседавшихся!
Сам Платонов к 1927—1928 годам ощущал себя, былого романтика страшно обиженным, оскорбленным эпохой бюрократизации, эрой «чернильной тьмы», царства конторок и заседаний. / Пухов сразу предлагает своему новому другу Петру Зворычному: «Тронемся, Петр!.. Едем, Петруш!.. Революция-то пройдет, а нам ничего не останется!» /
Ему нужны горячие точки революции, без опеки бюрократов.
Слайд 22
3. Что же огорчает Пухова в событиях, в самой атмосфере
времени?
Фома, как и сам автор, увидел в эпохе торжества бюрократических
сил, номенклатуры, корпуса всесильных чиновников признаки явного торможения, остывания, даже «оказенивания», окаменения всего — душ, деяний, общего воодушевления, истребления или опошления великой мечты. /как тут не вспомнить инженера, отправляющего Пухова в рейс, - воплощение сплошного испуга: «его два раза ставили к стенке, он быстро поседел и всему подчинился — без жалобы и без упрека. Но зато навсегда замолчал и говорил только распоряжения».
Слайд 23
4. В чем отличие Шарикова от одноименного персонажа из «Собачьего сердца»
(1925 г.) М. А. Булгакова?
По существу в литературе 20-х годов возникли два Шарикова.
Платонову не надо было искать услуг профессора Преображенского и для создания феномена Шарикова — самодовольного, еще простоватого демагога, носителя примитивного пролетарского чванства. Не нужен был «материал» в виде беззлобного бездомного пса Шарика.
Шариков Платонова не чрезвычайное, не умозрительное и исключительное (как у Булгакова) явление: он и проще, привычнее, будничнее и тем, вероятно, страшнее. И больнее для Платонова: его растит не лаборатория, а время.
Платоновский Шариков, вчерашний матрос, научившись ворочать «большие бумаги на дорогом столе», став «всеобщим руководителем Каспийского моря», очень скоро научится «бузовать», шуровать в любой сфере. Он уже не говорит, а непрерывно агитирует, не замечая скудости своих лекций.
Он не входит, а влазит… во власть!
Слайд 24
5. Так каков же Пухов на протяжении всей
повести?
Сирота, странник, мастер, юродивый, вредитепь, бездомный, сокровенный...
Эти ипостаси героя - знаки разрушенной целостности национальной жизни.
Безусловно, образ Пухова - это платоновское откровение о трагичности этой разрушенности: дома-очага, связи времен, мысли и души человека.
Пухову Платонов отдал реалии своей биографии первого года московской жизни (безработный, выселенный из комнаты в Доме специалистов, чужой в московских литературных кругах...)
Повесть "Сокровенный человек" была первой попыткой в творчестве Платонова наметить в своем герое путь к открытию в себе сына этого мира - через мучительное осознание истории прежде всего как общечеловеческой драмы. Пройдя мясорубку гражданской войны, вспоминая драматическую легкость смерти всего живого, воображая "убитых - красных и белых", Фома Пухов приходит к мысли о необходимости «воскрешения мертвых». Закрепление объединяющих, а не разъединяющих начал жизни в эпоху катастрофических потрясений всех основ мира - главное откровение "сокровенного человека.
Слайд 25
Послесловие к уроку…
Смешивать меня с моими сочинениями — явное помешательство. Истинного себя я еще никогда
и никому не показывал и едва ли когда покажу. Этому есть много серьезных причин, а главная — что я никому не нужен по-настоящему.
Можно ли возразить Андрею Платонову?