Слайд 3
Один из главных пороков современной цивилизации состоит, по
мысли Толстого, в широком распространении ложных понятий. В связи
с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении.
Слайд 4
Как же отличить истинное от ложного?
Для этого
у Толстого есть два критерия: истинное исходит из глубины
души человека и выражается просто, без позы и «игры на публику».
Ложное же, наоборот, порождено низменной стороной человеческой натуры и всегда ориентировано на внешний эффект.
Слайд 5
1. Ложное величие.
«Нет величия там, где
нет простоты, добра и правды».
Ложное величие олицетворяет в романе
Наполеон. В нем нет ни того, ни другого, ни третьего. Толстой показывает, что Наполеон посылает людей на смерть из-за мелких и во многом эгоистических целей. Поведение Наполеона в высшей степени неестественно, каждый жест и каждое слово его рассчитано на эффект.
Слайд 6
Истинное величие.
В романе Наполеону противопоставлен Кутузов, чьими действиями
руководит любовь к родине и любовь к русскому солдату.
В его действиях нет игры и позы, наоборот, Толстой даже подчеркивает внешнюю непривлекательность полководца. Но именно Кутузов как выразитель души всего русского народа служит примером истинного величия.
Слайд 7
2. Ложный героизм.
Пока человек хочет совершить подвиг прежде
всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о
подвиге непременно красивом, это, по Толстому, еще не настоящий героизм. Так происходит, например, с князем Андреем в первом томе романа во время Аустерлицкого сражения.
Слайд 8
Истинный героизм.
Истинный же героизм возникает тогда, когда человек
думает не о себе, а об общем деле и
не заботится о том, как он выглядит со стороны Такой героизм проявляют на войне прежде всего простые люди — солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и др. Именно вместе с ними становится способным на подлинный героизм и князь Андрей во время Бородинского сражения.
Слайд 9
3. Ложный патриотизм.
Его проявляет в романе значительная
часть аристократии, начиная от самого царя и кончая Элен
Безуховой. Стремление выставить свой патриотизм напоказ (штраф за произнесенное французское слово в великосветском салоне, ура-патриотические «афишки» и высокопарные клятвы Ростопчина и т.п.)
Слайд 10
Истинный патриотизм.
Истинный, непоказной патриотизм прежде всего русского народа:
солдат и ополченцев, купца Ферапонтова, сжегшего свою лавку, чтобы
не доставалась французам, партизан, жителей Москвы и других городов и деревень, оставлявших армии Наполеона «выжженную землю», и т.п. Истинным патриотизмом отличаются и лучшие представители дворянства, единые с народом: Кутузов, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская
Слайд 13
4.Истинная любовь
Настоящая любовь, по Толстому, должна возникать из
чувства духовной близости между людьми. Истинно любящий человек думает
не столько о себе, сколько о любимом или любимой. Любовь только тогда оправдана в глазах Толстого, когда она выражает духовное единение. Такая любовь показана Толстым в основном в эпилоге на примере супружеских пар Николай Ростов — княжна Марья и Пьер Безухов — Наташа.
Слайд 14
«Сущность её жизни – любовь», – сказал Толстой.
Любовь к близким, любимому, родине… Она любит танцевать, она
в восхищается красотой ночи в Отрадном, но в то же время делает ошибки и страдает из-за них. А в целом, это изменяющийся к лучшему образ.
Слайд 15
4. Ложная любовь.
Но в романе показана и
любовь как ложное и эгоистическое чувство. Так, любовь Пьера
к Элен — это всего лишь чувственное влечение. То же можно сказать и о внезапной страсти Наташи к Анатолю.
Слайд 16
Элен Курагина никого никогда не любила, сердце у
неё мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя
от поклонника к поклоннику, а это у неё сознательная линия поведения. Именно потому и появляются разврат и зло, что у неё нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: “Это прекрасное животное”.
Слайд 17
Несколько более сложный случай — любовь князя Андрея
к Наташе. Казалось бы, Андрей Болконский любит вполне искренне,
но дело в том, что в этой любви он видит в основном самого себя: сначала возможность собственного духовного воскресения, а потом — оскорбление, нанесенное его чести. С точки зрения Толстого, истинная любовь и индивидуализм несовместимы.
Слайд 18
5. Ложная красота
Элен была так хороша, что не
только не было в ней заметно и тени кокетства,
но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно-действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты.
Слайд 19
Внешняя красота таких персонажей, как Элен, Анатоль, Вера,
Берг прикрывает пустое и холодное сердце, меркантильные интересы, голый
расчёт.
Слайд 20
5.Истинная красота
На именинах: «некрасивая, но живая девочка».
– «Распустив
свой большой рот … заревела» из сострадания к Соне.
–
Во время эвакуации из Москвы, когда вбежала к родителям, узнав, что они не хотят отдавать подводы раненым, лицо её было безобразным.
– У постели раненого князя Андрея лицо Наташи «было страшно».
Слайд 21
Героиня не привлекает нас внешней красотой: «некрасивое, слабое
тело», «худое лицо». Однако глубокие, лучистые, большие глаза княжны,
освещая все лицо ее внутренним светом, делаются «привлекательнее красоты». В глазах этих отражается вся напряженная духовная жизнь княжны Марьи, богатство ее внутреннего мира