Слайд 2
грустное
Смешное
и
А.П.Чехова
в
произведениях
Слайд 3
Углубить знания о жизни и творчестве А.П.Чехова.
Выяснить каким
образом факты биографии связаны с содержанием произведений.
Чего больше и
в чём причины смешного и грустного в творчестве писателя.
Цель исследовательской работы:
Задачи работы:
Найти комические и трагические эпизоды в рассказах Чехова.
Выяснить при помощи анализа рассказов, каков бывает смех.
При выявлении роли художественных деталей в рассказах выяснить, всегда ли читателю смешно или грустно, когда смеётся или грустит писатель.
Узнать об особенностях чеховского юмора и грусти.
Привлечь внимание сверстников к чтению рассказов А. П. Чехова.
Слайд 4
Для ответа на этот вопрос провожу исследование биографии
писателя.
Анализ рассказов.
Анкетирование по изученным рассказам учащихся нашей школы.
Исследование критики.
Откуда смешное и грустное в произведениях А.П.Чехова?
Смешного или грустного больше в рассказах А.П.Чехова?
Ход работы:
Слайд 5
Ранний Чехов плодовит, он еще не задумывается над
закономерностями жизни, а просто высмеивает ее уродливые стороны, в
его рассказах и повестях нет глубины образов.
Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления.
(Жизнь прекрасна, Смерть чиновника, Руководство для желающих жениться и др.).
Поздний Чехов 80х - 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к проблемам общества.
Характеры героев становятся острее и четче. А.П. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость (Человек в футляре, Дом с мезанином, Палата 6).
Темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе А.П. Чехов рассматривает в нескольких рассказах. Все они (рассказы) выросли из небольших историй, анекдотов, забавных сценок и по своей сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности.
Все творчество А.П. Чехова делится на две части:
раннее и позднее, они различны.
А.П. Чехов родился в 1860 году, то есть, его рождение практически совпало с реформой 1861 года, и формирование личности писателя шло уже в послереформенной России, состояние которой он прекрасно изобразил в своих произведениях.
Слайд 6
Источник Грустных
Рассказов – жизнь…
Звучит
музыка любимого
композитора
А.Чехова
П.И.Чайковского.
Слайд 7
1. Проанализировать печальные факты биографии писателя.
2. Выяснить, являлись
ли они источником написания рассказов.
Цели:
Слайд 8
«В детстве мне не хватало ласки...»
Нрава Павел Егорович
был крутого и властного.
«Отец был суровым человеком», -
скажет о нем позже Антон Павлович.
Обязанности главы семьи Павел Егорович исполнял ревностно, требуя от домочадцев неукоснительного повиновения и подчинения своей воле.
Впитав мораль и законы взрастившей его среды, где все отношения между людьми строились на принципах господства и подчинения, он прежде всего в собственной семье насаждал домостроевские порядки.
отец
Чехов Павел Егорович
Слайд 9
За малейшую провинность, оплошность, шалость, а тем более
непослушание дети в семье Чеховых с раннего возраста строго
наказывались, чаще всего - розгами.
«Я помню, отец начал учить меня, или, попросту говоря, бить, когда мне не было еще и пяти лет. Он сек меня розгами, драл за уши, бил по голове, и я, просыпаясь, каждое утро думал прежде всего, будут ли сегодня драть меня?..» - рассказывает герой повести А. П. Чехова «Три года».
Повесть во многом автобиографична, и только что приведенные слова перекликаются с воспоминаниями братьев Чеховых о своем детстве.
Семья Чеховых
Слайд 10
«Я никогда не мог простить отцу, что он
меня в детстве сек», - признался однажды Антон Павлович
брату Александру. Прошли годы, боль от отцовских побоев, казалось бы, утихла, но память боли, обида остались навсегда.
«...Вспомни, - писал он же старшему брату, - те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа или ругал мать дурой...»
Братья Чеховы
Александр
Антон
Николай
Все эти воспоминания затем вылились в грустные,
трагические сцены произведений.
Слайд 11
Во время подобных отвратительных сцен, свидетелями которых зачастую
оказывались дети, сердце Антона разрывалось на части - от
жалости к матери, от страха перед отцом и от желания убежать, спрятаться, чтобы не видеть злого лица родителя, не слышать грубых слов и чтобы никто не видел его, Антона, горьких слез и страданий.
Можно представить себе, сколь гнетущей была атмосфера в семье, где домочадцы жили в постоянной зависимости от настроений, прихотей и капризов главы семейства, сколь пагубно влияла она на впечатлительную детскую душу.
Антон Чехов 70-е годы 19 века
Слайд 12
Однако, справедливости ради, следует сказать, что деспотизм Павла
Егоровича имел свои границы - он никогда не переходил
в бесчеловечную жестокость: детей в доме Чеховых не сажали на хлеб и воду, не ставили в угол на колени на горох, не запирали в темный чулан с крысами.
Слайд 13
Правда и то, что семью свою Павел Егорович
любил, заботился о ее благополучии не меньше, чем о
своем коммерческом престиже, и придавал немалое значение внешней стороне этого благополучия, тянулся, что называется, из последних сил.
Зала в лавке
Чеховых
Детская
Слайд 14
Годы раннего детства Антона Павловича Чехова, до девяти
лет, связаны с частыми переездами, сборами, бытовыми неустройствами, и
эта нестабильность семейного быта, отсутствие собственного домашнего «гнезда» также сказывались на воспитании детей.
А уж о нежностях, ласке и говорить не приходится.
«Меня, маленького, так мало ласкали, - скажет Антон Павлович уже в зрелые годы, - что я теперь, будучи взрослым, принимаю ласку как нечто непривычное, еще мало пережитое».
О таких же детях, обделённых родительским теплом и лаской, будут его произведения.
Слайд 15
Отношение к религии
Вместе со страхом перед отцом зарождался
в маленьком Антоне и страх перед религией - не
восторг, не благоговение или умиление, на что рассчитывал Павел Егорович, ревностный поборник христианской морали, а именно страх, который скоро, очень скоро, перерастет в активное неприятие религии и церкви.
Вспомним, что именно это негативное отношение к религиозному воспитанию и не устраивало А. Суворина в чеховской повести «Три года», на что Антон Павлович ответил довольно резко: «...Если бы Вас в детстве секли из-за религии, то Вам это было бы понятно...»
Икона работы Василия Чехова,
брата Егора Михайловича
Слайд 16
А. П. Чехов в 1892 году, через два
года после поездки на Сахалин, где он близко познакомился
с жизнью русских ссыльных и каторжан, о своём пении в церковном хоре написал «маленькие каторжники» не случайно.
Тем значительнее и острее представляются эти ассоциации писателя, эта связь между увиденным им на сахалинской каторге и воспоминаниями о мрачных сторонах своего детства двадцатилетней давности. Он точно передал состояние человеческой души, испытывающей грубое насилие, закованной в жесткие рамки подчинения чужой воле.
Слайд 17
Семилетний Антон с первых же дней возненавидел греческую
школу с ее директором и с ее порядками.
«Очутившись
столь неожиданно в этой чуждой среде, Антон Павлович - как он сам рассказывал после - сразу опешил и струсил, и это чувство страха значительно возросло в нем после того, как один из учеников пятого класса, Елефтериос Дикиакис, подойдя к нему, для первого знакомства взял его за чуб и пребольно стукнул носом о парту» (Александр Чехов. «В греческой школе»).
Греческая школа.
Фото середины XIX в
Слайд 18
Рассказы о детях полны горечью потрясений…
Одним словом, греческая
школа явилась новым испытанием для детской души Антона Чехова.
Откровенная, неприкрытая человеческая грубость, физические расправы настолько его потрясли и ужаснули, что он даже не плакал, когда его толкали, щипали или били линейкой по рукам, спине, голове.
А.П.Чехов 1880 г.
Слайд 19
Обо всём, что пережил он сам мастерски рассказывал
всем людям…
Чехов мог простить любую, даже злую, шутку, но
оскорбление, унижение человеческого достоинства он не прощал. С годами глаз его становился острее, сердце - восприимчивее, и шутки, «передразнивания» становились все смешнее, значительнее.
Он все активнее постигал жизнь, а она часто открывалась ему своей грубой, жестокой стороной...
1883г.
Слайд 20
Кстати, кажется, он раньше других детей понял, что
в этой жизни ему надеяться не на кого и
не на что и всего добиваться придется собственным «горбом» и умом. При всех трудностях, которые выпали на его отроческие годы, следует учитывать одно важное обстоятельство: именно они, эти трудности, воспитывали и закаляли характер будущего писателя...
1887 г.
Слайд 21
Минуло более100-лет с того дня, как Антон Павлович
в последний раз отметил свой день рождения, а эти
милые предметы и сегодня радуют нас и напоминают о Чехове, писавшем о безмерной ценности человеческой души, её благородстве, незащищенности и способности не терять себя в самых бесчеловечных условиях, когда понимаешь, что нет ничего прекраснее и величественнее хрупкого и не знающего "как надо жить" человека.
Выводы:
Слайд 22
Грустное
в произведениях
А.П.Чехова
В презентациях звучит музыка П.И.Чайковского, любимая музыка А.П.Чехова.
Слайд 23
Цели:
1. Провести анализ рассказов А.П.Чехова с грустным сюжетом.
2.
Определить их особенности.
Слайд 24
Гувернантка, живущая
в «чужих людях»,
полностью зависимая
от своих хозяев («Размазня»), худенькая Анюта,
«очень бледная, с кроткими серыми глазами» («Анюта»), извозчик Иона, оставшийся наедине со своим горем — неизбывным, ни с кем не разделенным («Тоска»), Эти герои человечны, их страдания неподдельны, и рассказ о них требует уже иного тона.
Унтер офицер Пришибеев
В середине 80-х годов XIX века в творчестве Чехова происходит перелом. В пестрой толпе «толстых» и «тонких», «хамелеонов», «унтеров Пришибеевых» появляются новые лица — молчаливых, бедно одетых, нечиновных, страдающих людей.
«Тоска» Рис. Кукриниксов
Слайд 25
Миниатюрные трагикомедии из крестьянской жизни, рисуют бескультурье, темноту
и забитость мужиков.
Все явственней начинает
звучать в рассказах
боль за угнетенный народ России. Именно в рассказах о народной жизни впервые проявились замечательные свойства чеховского таланта: лиризм и глубокое проникновение в душу человека.
Самое страшное в судьбе Ионы (“Тоска”), а также в судьбах Дениса Григорьева (“Злоумышленник”) и токаря Петрова (“Горе”) в том, что они живут “словно в тумане”, не могут дать себе отчета, почему в их жизни так много горя. Общественный строй обрекал их не только
на нищету, но и на духовное убожество.
Слайд 27
Тут своеобразный переход писателя от юмора к «серьезу».
В действительности же расставания со смехом не было: Чехов
рос и вместе с ним рос, углублялся юмор, сливался с горестными раздумьями о современной жизни. Это может показаться несовместимым, смех — и горестные раздумья. Но не в этом ли одна из самых характерных особенностей русской литературы?
«...Иногда ужас выражается смехом»,— замечал Пушкин в статье «О поэтическом слоге». Смех не исчерпывается одним только «смешным». У Чехова, наследника Пушкина и Гоголя, это видно особенно наглядно.
А.С.Пушкин
Н.В.Гоголь
Слайд 28
«Ванька» — один из самых печальных и горестных
рассказов писателя.
Его герой — девятилетний мальчик, отданный в
учение к сапожнику, непрерывно понукаемый, обижаемый хозяином и мастерами, обреченный на побои и «выволочки».
Слайд 29
О судьбе Ваньки говорится со скрытым, по -
чеховски потаенным сочувствием и как это ни парадоксально —
с улыбкой, доброй, человечной. Эта улыбка ощущается и в описании Ванькиного деда, не по годам озорного старика, и собаки Вьюна, наделенной каким-то «иезуитским ехидством».
Сдержанный юмор ощутим и в речи мальчика (хозяйка «взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать»).
И, наконец, есть свой горестный, скорбный юмор в финале рассказа, в адресе, который подписывает Ванька на конверте письма к деду: «На деревню дедушке».
На деревню
дедушке
Слайд 30
Эти произведения имеют как бы два плана.
Первый – комический.
Бестолковый, невежественный, непонятливый мужик
ставит в тупик своей «глупостью» интеллигентов, которым приходится иметь с ними дело. Таков комический диалог между следователем и ограниченным, тупым Денисом Григорьевым в рассказе «Злоумышленник» (1885).
«Злоумышленник» (1885).
Слайд 31
Но есть в этом рассказе и второй, драматический,
даже трагический план: сатирическое обличение и судопроизводства в России,
и рабской психологии мужика.
Рассказ завершается выразительной репликой Дениса Григорьева, которого за откручивание гаек на рельсах отправляют в тюрьму: «Судьи! Помер покойник барин-генерал, царство небесное, а то показал бы он вам, судьям… Надо судить умеючи, не зря… Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…».
Он так и не понял, что из-за его деяний могли бы погибнуть люди.
Слайд 32
Но за ним встает вся Россия, забитая и
нищая, поэтому хочется уже не смеяться, а плакать.
Больше всего
на свете Чехов ненавидел добровольное рабство. К людям-холопам он был беспощаден. Разоблачая их, Чехов пытался спасти человеческие души от измельчания.
Слайд 33
Если в начале своего творческого пути Чехов смеялся
над духовным убожеством мещанина, то в более поздних произведениях
он горько обличает обывательщину как страшное общественное зло.
завершил тему, которая прошла красной нитью через все творчество Чехова, — тему разоблачения реакционной и трусливой сущности царского режима.
Отгороженный от жизни своим футляром — тесной, похожей на гроб спальней, темными очками, калошами, зонтиком, фуфайкой, Беликов боится всего: книг, свободной мысли, смеха, езды на велосипеде.
Рассказ “Человек в футляре”
Беликов.
Фарфор.
Слайд 34
Всякий, не предусмотренный циркуляром поступок,
вызывает у него чувство страха: “Как бы чего не
вышло”.
Беликов — труп, заражающий своим ядом окружающих. “Человек в футляре” — это смертный приговор строю, порождающему Беликовых.
Беликов и Варенька.
«Человек в футляре» Худ. А.Дудин
Слайд 35
Глубоко ненавистен Чехову земский врач. Старцев Старцев мечтал
когда-то о любви, о полезной и красивой жизни, но
засасывающее влияние окружающей его мещанской среды убило в нем все хорошее, превратило его в обывателя, смысл жизни которого — бессмысленное накопление.
«Ионыч»
Ионыч.
Худ. Кукрыниксы
Ионыч.
Худ. С.Алимов
Слайд 36
Старцеву безразличны люди, безразлично будущее страны, в которой
он живет. Страсть к желтеньким и зелененьким бумажкам убила
в нем человека и гражданина.
Слайд 37
Герой рассказа
всю жизнь мечтавший о маленьком
счастье, наконец достиг его, но какой ценой! При виде
его счастья охватывает “тяжелое чувство, близкое к отчаянию”. Он даже внешне стал мало похожим на человека. Глядя на него, кажется, что он “того гляди хрюкнет”.
«Крыжовник» Худ. С.Алимов
“Крыжовник”,
Слайд 38
“Когда-то в казенной палате он боялся даже для
себя лично иметь собственные взгляды”, теперь у него появились
мысли, но какие мысли! “Образование необходимо, но для народа оно преждевременно”, “телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны”.
«Крыжовник» П.Пинкисевич
Слайд 39
Грустного в чистом виде в произведениях А.П.Чехова не
существует.
Между смехом и печалью у него почти невидимая
граница.
Смех сквозь слёзы и слёзы с улыбкой на устах.
Выводы:
Слайд 40
Юмор — не отдельная часть творчества Чехова, это
его взгляд на мир, видение жизни, неотделимое от иронии,
трагической усмешки.
Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты жизни, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. А читателю следует лишь понять это.
Слайд 41
Забавные истории
из жизни А.П.Чехова
Слайд 42
А.П.Чехов любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение.
Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации.
Так и видишь его в то время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло – карими весёлыми глазами, магнетически влекущий к себе.
К своей неугомонной весёлости он приобщал всех.
Слайд 43
Сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обёрнутый
бумагой, и сказать: “Бомба!.. неси в участок, да смотри
осторожнее…”
Слайд 44
Уверил до святости наивную молодую писательницу, что его
голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя
с кошкой такой же окраски, живущей во дворе…
Слайд 45
А его письма?
Возвращает он приятелю на время
взятый у него сюртук и пишет: “Желаю, чтобы он
у тебя женился и народил множество маленьких сюртучков”.
Или: “Если не приедете, то желаю вам, чтобы у вас на улице публично развязались тесёмки…”
А. П. Чехов после возвращения из клиники
с таксой Хиной. Мелихово.
Слайд 46
Разговаривая с близкими, Чехов часто заменял их имена
фамильярными кличками, которые часто прилипали к ним на всю
жизнь.
Лику Мизинову он звал Канталупа, брата своего Александра – Финилюга, детородный чиновник; Николая – Косой, Кокоша, Мордокривенко, а какую-то девицу – Самоварочка.
Н.П.Чехов первый
иллюстратор рассказов
Слайд 47
В его маленьких рассказах
та же вакханалия весёлости.
Слайд 48
1. Рассмотреть биографию А.П.Чехова с двух сторон: грустное
и радостное в жизни писателя.
2. Сопоставить выявленные факты биографии
с тематикой и проблематикой рассказов.
3. Выяснить являлась ли биография источником для создания произведений.
Цели работы:
Слайд 49
Радостные моменты жизни
А.П.Чехова, запечатлённые в произведениях.
Слайд 50
«Родился я в доме Болотова (так говорит моя
мать) или Гнутова, около Третьякова, на Полицейской улице, в
маленьком флигеле»…
А. П. Чехов
17 (29) января 1860 года
Слайд 51
Евгения Яковлевна Чехова
Сыграла значительную роль в формировании
характеров своих детей.
От нее Антон Павлович унаследовал мягкость
и отзывчивость.
«Я помню, - писала Мария Павловна Чехова, - с каким интересом мы слушали ее необыкновенные, исполненные поэзии рассказы. На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей признательностью».
Руководила всем домашним хозяйством писателя.
Ее всегда отличали ласковость и гостеприимство. Однажды в Мелихове она сказала: "Мои дети любят меня каждый по-своему. И я стараюсь любить каждого из них так, как это нужно именно ему".
Слайд 52
Старших сыновей приходилось частенько отправлять к близким и
дальним родственникам.
Но больше всего Антону нравилось бывать в
доме родного дяди Митро-фана Егоровича, которого он узнал раньше других родственников и полюбил на всю жизнь.
Дядя и его жена Людмила Павловна - мягкие, неторопливые, добрейшие люди, всегда держали двери своего дома открытыми настежь, а беднякам никогда не отказывали в куске хлеба.
Антон чувствовал себя здесь легко и уютно: никто ни на кого не кричал, никто никого не бил, детям предоставлялась полная свобода действий - у дяди было четверо собственных детей, которых он, как говорится, пальцем не тронул.
Слайд 53
Переезд в дом Моисеева совпал с началом учебы
Антона в гимназии.
Наконец-то семья Чеховых обрела оседлый образ
жизни на целое пятилетие, и эти годы - с 1869-го по 1874-й - были очень важными в таганрогском периоде жизни Чеховых: здесь окончательно сложились и окрепли нравственные, духовные основы той большой чеховской семьи, привязанность к которой каждый потом сохранил до самых последних дней своих.
Дом купца Моисеева.
Фото начала XX в.
В дальнейшем Лавка Чеховых
Вывеска
Слайд 54
Антон терпеливо, добросовестно дежурил в лавке отца, при
этом обнаруживал гораздо больше старания и прилежания, что, конечно
же, нравилось отцу, и он чаще других отправлял мальчика в лавку.
А.Чехов Лавочник. Рисунок брата.
Работа в лавке отца
Слайд 55
Массу жизненных впечатлений и наблюдений.
До сих пор
представления мальчика о мире ограничивались в основном кругом семейных
отношений.
Здесь же, в лавке, жизнь открылась перед ним во всей своей полноте, без прикрас - такой, как она есть на самом деле.
Прилавок
Что еще дала лавка Чехову?
Слайд 56
Целый ряд типов, лиц проходил перед ним: чиновники,
купцы, монахи, грузчики, кузнецы, заезжие чумаки, крестьяне.
Часто на
глазах у Антона разыгрывались такие сцены из народной жизни, каких не увидишь ни в одном театре. Он наблюдал здесь пеструю смесь реального и ложного, ничтожного и смешного.
Мальчик же был от природы восприимчив, и все окружающее, может и помимо его воли, откладывалось в памяти, запечатлевалось в образах, красках, деталях, превратившись в будущем в прекрасные произведения русской литературы.
Конторка - место работы и выполнения
домашнего задания.
Слайд 57
Мало того, что сыновья и в гимназии учились,
и в лавке трудились, и в церковь ходили по
расписанию, и иностранным языкам обучались, так Павел Егорович еще устроил трех, сыновей в ремесленные классы при таганрогском уездном училище: Иван стал обучаться переплетному делу, а Николай и Антон – сапожно - портняжному искусству.
Жизнь подмастерья, ученика Антоша Чехов прожил самостоятельно, испытав на собственной шкуре все её трудности и лишения. Вот почему его описания, полные правды жизни, не оставляют равнодушным никого.
Первые автографы
А. П. Чехова:
прошение о приеме
на ремесленные курсы
Слайд 58
Антона отличала природная живость и острота ума, быстрая
реакция на ту или иную ситуацию.
Он мог ярко
пересказать ее или передать в лицах. Чаще всего это было очень смешно, и слушатели или зрители буквально «хватались за животики».
Передразнивать Антон умел ловко - и голосом, и выражением лица, и жестами.
Надует щеки, выпятит живот, захромает на кривых ногах - и сразу все узнают завсегдатая лавки, чиновника из городского суда.
Антон - пародист
Братья Чеховы-
Антон Павлович
и Николай Павлович.
Всё это помогло ему вдальнейшем в написании смешных рассказов.
Слайд 59
Младший брат, Михаил Павлович, вспоминал, что Антон еще
в детстве был любителем «давать каждому человеку название», и
некоторые его прозвища «прилипали» к окружающим на всю жизнь.
Так, с легкой руки Антона Павловича, его гимназического друга Василия Зембулатова все звали Макаром- сначала в гимназии, потом в университете и позже, когда тот стал почтенным доктором и уважаемым семьянином.
Василий Зембулатов.
Фото 70-х годов XIX в
Слайд 60
Антон щедро награждал кличками и своих братье.
Остроты не
всегда были удачными, но сама потребность шуткой отзываться на
какие-то факты действительности и шуткой выражать свое настроение была неиссякаемой.
Именно отсюда пошло умение Чехова использовать в рассказах говорящие имена и фамилии.
У самого Антона, кстати, тоже было несколько прозвищ.
«У Антона в детстве была большая голова,- писал в своих воспоминаниях Алексей Алексеевич Долженко,- вероятно, поэтому мы дали ему прозвище Бомба». Другая его кличка - Головастик. И еще одна была - Чехонь.
Алексей Алексеевич Долженко
Слайд 61
Чувство человеческого достоинства, благородство души рано пробудились в
Антоне, появилось внутреннее сопротивление той среде, которая пыталась с
помощью насилия, грубости и обмана привить рабское смирение и холопское терпение, подавить волю, парализовать разум и заглушить чувства человеческие.
Слайд 62
23 августа 1868 года Павел Егорович отвел Антона
в гимназию, в приготовительный класс.
«Не рассуждай, а исполняй» -
вот первая заповедь ученика.
Михаил Павлович замечает: «…Приехавший к нам Антон был весел,- жизнерадостен и то, что он говорил о своей дружбе с учителями, казалось мне фантастической сказкой».
Мужская классическая гимназия.
Фото конца XIX в
Слайд 63
Однако самое бесспорное отношение
А. П.
Чехова к таганрогской гимназии выражено в его собственных произведениях
- это то, что запало в душу, что осмыслено за долгие годы и запечатлено в ярких художественных образах...
Учителя гимназии
Слайд 64
Именно Покровский с его остроумными шутками, прозвищами, которые
он любил давать своим ученикам, вспомнился студенту Чехову, когда
ему пришлось выбирать псевдоним для своих первых литературных произведений.
«Антоша Чехонте!» - так обычно обращался отец Федор к гимназисту Чехову.
Ф. П. Покровский.
Фото 1879 г
Влияние учителя Ф.П.Покровского
Слайд 65
Зато инспектор Дьяконов был олицетворением той жизни, которая
«хотя и не запрещена циркулярно, но и не разрешена
вполне».
«Это была машина, которая ходила, говорила, действовала, исполняла циркуляры, - вспоминал младший брат писателя, Михаил Павлович.
Инспектор Дьяконов
А. Ф. Дьяконов.
Фото 1879 г
Слайд 66
- Всю свою жизнь А. Ф. Дьяконов проходил
в калошах даже в очень хорошую погоду и носил
с собою зонтик».
Портрет инспектора можно составить по тем прозвищам, которые ему давали гимназисты: Сороконожка - за его неслышную походку и способность быть везде одновременно и видеть все, что положено; Серое Пальто - неизменная принадлежность этого человека, как калоши и зонтик; Гадючка...
И наконец, Человек в футляре - образ, созданный писателем Чеховым и ставший символом унылого, жалкого существа.
Прототип рассказа
«Человек в футляре»
Слайд 67
отмечен бурным развитием личности подростка, его критическим отношением
к окружающему миру, утверждением собственного «я», активным проявлением творческих
возможностей.
В эти годы Антон Чехов набрасывается на книги, перечитывает все, что имеется в гимназической библиотеке; страстно, до самозабвения, увлечен театром, драматургией, начинает первые литературные и сценические опыты.
1879 г.
1873 - 1876 годы – второй период
(отрочество)
Слайд 68
Любимыми развлечениями мальчишек в то время были купание
в море, ловля бычков, птиц, продажа всего этого добра
на рынке, покупка книг, билетов в театр, ловля в степи и на городском кладбище
пауков-тарантулов.
Антон Чехов и в годы юности, и позже, когда, уже будучи известным писателем, приезжал в родной город, любовался скульптурами городского кладбища.
Один из памятников таганрогского кладбища попал впоследствии на страницы его рассказа «Ионыч» и известен ныне как памятник Деметти, с которым Чехов связал романтическую историю о певице итальянской оперы, умершей в Таганроге.
Памятник
Катапули
на старом
таганрогском
кладбище
Слайд 69
В старом приморском городе тех далеких времен молодежь,
да и взрослое население любили устраивать зимой на спусках
к морю состязания на санках - кто быстрее. В воскресные дни к Банному или Воронцовскому спуску собиралось много народу - кто посмотреть, а кто принять участие в головокружительных гонках на санях.
Часто бывал здесь и Антон Чехов и впоследствии подробно описал в рассказе «Шуточка» картины этих зимних забав провинциального города.
Воронцовский спуск.
Фото конца XIX в
Слайд 70
Свидетелем первых юношеских увлечений Чехова-гимназиста был городской сад,
любимое место отдыха и свободного времяпрепровождения многих поколений таганрожцев.
Впечатлениями
от парка навеяны строки одного из самых ранних чеховских рассказов «И то и се», в котором много местного, автобиографического.
«В городском саду, на скамеечке, под широкой акацией сидит гимназист восьмого класса, в новеньком мундирчике, с пенсне на носу и с усиками. Возле него хорошенькая.
Гимназист держит ее за руку, дрожит, бледнеет, краснеет и шепчет слова любви... Она томно опускает глазки...
- Идите в класс! - раздается дребезжащий тенор над головой гимназиста.
Гимназист поднимает голову, и с его головы сваливается кепи... Перед ним инспектор...»
Городской сад…
Городской сад, вход в цветник.
Фото конца XIX в
Слайд 71
Можно еще и еще перечислять те приметы таганрогской
действительности 60 - 70-х годов прошлого века, которые радовал
и нашли отражение в творчестве великого писателя-земляка.
Словом, ничто не ускользало от цепкого, острого взгляда юного Чехова, который жадно впитывал в себя жизненные впечатления. И то, что сильно взволновало в детстве и юности, было заново пережито в творчестве.
Вывод:
Слайд 72
Смешное
в рассказах
А.П.Чехова
Памятник «А.П.Чехову
глазами пьяного мужика».
Томск.
Слайд 73
Цель:
1. Проследить как развивался в творчестве А.П.Чехова жанр
– юмористические рассказы.
2. Выявить особенности смешного в рассказах писателя-земляка,
основные темы, проблемы, сюжетные линии.
Слайд 74
ПСЕВДОНИМ-АНТОША ЧЕХОНТЕ
После поступления на медицинский факультет Московского университета
(1879) литературный труд становится для Чехова основным источником заработка:
с этого времени его "юмористические мелочи" регулярно публикуются на страницах массовых иллюстрированных журналов под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезенки и др.).
Слайд 75
В начале своего творческого пути Чехов сотрудничает в
юмористических журналах “Осколки”, “Стрекоза”, “Будильник”.
Обложка журнала «Осколки»
Слайд 76
Вхождение в «большую литературу»
Сценка, этюд, набросок, - основой
сюжета которого служит забавное или нелепое происшествие, любопытный или
смешной случай из жизни.
Рассеянные по периодам, написанные в рамках определенного объема и к установленному сроку, произведения этого времени составили сборники "Пестрые рассказы" (1886) и "Невинные речи" (1887). С помощью этих произведений он вошёл в «большую литературу».
Слайд 77
Уже в ранних рассказах Чехову удалось
ярко воссоздать картины быта, общественной жизни своего времени, создать
галерею персонажей, характеры и поведение которых сделали их имена нарицательными.
Слайд 78
Вот чиновник Митя Кулдаров из рассказа “Радость” (1883
г.), торжествующий, что его имя попало в газету. “Ведь
теперь меня знает вся Россия!” — повторяет он, захлебываясь от восторга, хотя радоваться, собственно, нечему: в газете написано, что “коллежский регистратор Дмитрий Кулдаров.., находясь в нетрезвом состоянии, поскользнулся и упал под лошадь...”. Но так бедна событиями жизнь этого чиновника, так отупел он от убожества той жизни, что крохотная заметка в скандальной хронике превращается для него в грандиозное событие.
Молодой писатель не искал сложных сюжетов, не ставил своих героев в трудные положения. Зоркий глаз художника находил смешное и печальное в обычном.
Слайд 79
“В цирульне”, 1883 г.
Вот Макар Кузьмич Блесткин, хозяин
убогой цирульни. У него отняли невесту, родители нашли ей
жениха побогаче. В отместку Макар Кузьмич отказывается достричь даром отца невесты, который равнодушно сообщил ему эту печальную новость. Так тот и уходит с выстриженной наполовину головой. Макар Кузьмич искренно любит свою невесту, но маленький, пришибленный сознанием своего ничтожества человек, он не умеет да и не смеет иначе выразить свою обиду и отчаяние.
Слайд 80
Автор обращался непосредственно к маленьким людям, из среды
которых вышел сам. Он не щадил их, не пытался
их оправдать. “Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть”, — говорил писатель.
Герой рассказа “Чтение” (1884 г.)
Мердяев так отупел, что едва не сошел с ума, когда начальство приказало ему для расширения кругозора читать книги.
Слайд 81
К рассказу «Хамелеон» примыкают рассказы, сценки, шутки, рисующие
комедию нравов общества, забывшем о человеке. Отношения между людьми
определяет ступенька, занимаемая ими в общественной иерархии: их капиталы, чины, должности.
«Хамелеон» Фарфоровая статуэтка
Слайд 82
В рассказе встречаются два старых приятеля – два
человека. Но как только возникает вопрос об их служебном
положении, приятели превращаются в два «лица», между которыми неуместны дружеские отношения.
«Толстый и тонкий» (1883)
Слайд 83
В первоначальном варианте рассказа о дистанции между героями
напоминал толстый.
Перерабатывая рассказ для сборника «Пестрые рассказы» (1886),
Чехов усилил его сатирическое звучание: теперь сам тонкий, узнав о высоком чине прежнего товарища, без всяких других оснований магически превращается в раболепствующего чиновника.
Худ. С. Алимов
Слайд 84
В рассказе «Маска» смешны и интеллигенты, и дамы,
и директор банка, и даже полицейские власти города не
на шутку перепуганные тем, что осмелились на бале-маскараде призвать к порядку глумящегося над ними человека в маске, не ведая, что перед ними местный воротила – миллионер Пятигоров. Их естественное возмущение бесчинством пьяного дебошира сменяется угодничеством и раболепием.
«Маска» (1884)
Слайд 85
Именно этот новый взгляд, особый угол зрения на
«мелочи жизни», на повседневность, «смех сквозь слёзы» открыл перед
писателем безграничные творческие просторы.
«Читая Чехова,
я смеюсь, радуюсь,
восхищаюсь…
Вот определение таланта».
Л.Н.Толстой
Слайд 86
В своей статье «О Чехове» литературовед Б. М. Эйхенбаум писал:
_____________________________________
¹ Бердников Г. П. по статьям «Комедия
нравов» и «Рассказы о мужиках» в книге «А. П. Чехов. Идейные и творческие искания»
« …Чехов открыл целую обширную область жизни, не использованную литературой, – область житейских мелочей и случаев, на первый взгляд незначительных и только смешных и странных, а на самом деле характерных и достойных пристального внимания».¹
Слайд 87
Критические
заметки
Звучит музыка П.И.Чайковского, любимого композитора писателя.
Слайд 89
_________________________________________________________________________
¹ Опубликовано в журнале: Зощенко М. О комическом
в произведениях Чехова (Вступ. статья, публ. Г.А. Белой) //
Вопросы литературы.1967.№ 2.С. 150-155.
Михаил Зощенко
о комическом
в произведениях А.П.Чехова
Слайд 90
В 1919—1920 годах М.Зощенко была задумана и большей
частью написана историко-литературная книга «На переломе. 1910—1920».
В ней
были статьи о Зайцеве, Блоке, Маяковском и статья о Тэффи, любопытная тем, что в ней впервые был обозначен интерес Зощенко к сатире.
А.А.Блок
В.В.Маяковский
Слайд 91
Среди упомянутых в статье о Тэффи писателях очень
высоко поставлен Чехов, в котором автора привлекают «напряженность, юмор
горожанина, стиль, новые слова, отсутствие природы, поэтические образы».
Слайд 92
Зощенко трогает «печаль» чеховских рассказов, тайна его «не
смешных» слов.
Слайд 93
Через двадцать пять лет, в 1944 году, когда
отмечалось 40-летие со дня смерти Чехова, Зощенко выступил в
Ленинградском Доме писателя на вечере его памяти.
Вскоре была написана статья «О комическом в произведениях Чехова», которая никогда не публиковалась.
Слайд 94
Теперь Зощенко начинает с полемики: он возражает против
трагического прочтения Чехова, настаивает на жизнерадостности писателя, спорит с
теми, кто этого не видит.
Статья касается нескольких тем: Чехов и его современники, которые «не захотели увидеть себя в качестве объектов чеховского смеха», отрицательный мир в сатире и широкий жизненный фон, писатель и его персонажи, внутренний стоицизм Чехова.
Слайд 95
Многие из современников Чехова неправильно и несправедливо отнеслись
к его творчеству.
Его творчество было признано пессимистичным, упадническим
и даже безыдейным.
В его художественных произведениях были усмотрены мотивы тоски, уныния, трагической неудовлетворенности.
Слайд 96
Чехов был назван «Поэтом Сумерек». И так называемые
«чеховские настроения» стали как бы нарицательным определением.
Слайд 97
Как же, однако, возникло это несправедливое, неверное представление
о Чехове? Как могло случиться, что яркий замечательный художник,
жизнерадостный, любящий людей, ненавидящий всякую несправедливость, ложь, насилие, фальшь, был признан каким-то мрачным гением, мизантропом, холодным и равнодушным художником?
Слайд 98
Нет сомнения, что в такой оценке Чехова имелась
задача ослабить, снизить значение Чехова, притупить остроту его критики.
Но это не полностью разъясняет дело.
Ведь даже близкие к Чехову люди, любящие и почитающие его (например, А. Н. Плещеев), указывали ему на безрадостный тон его произведений, на безразличное отношение к тому, что описывает Чехов.
А. Н. Плещеев
Слайд 99
Однако недоразумение между Чеховым и его критиками продолжало
оставаться. И оно оставалось не только у современников Чехова.
Но и после смерти Чехова отношение к его творчеству почти не изменилось.
Слайд 100
Большая Советская Энциклопедия
Так, например, в этом можно упрекнуть
Большую Советскую Энциклопедию. В статье, помещенной там, сказано, что
в
произведениях Чехова «доминирующий... тон тоскливого уныния и пессимизма».
А в отношении маленьких рассказов Чехова сказано, что в маленьких чеховских рассказах (до 86 года) усматривались «анекдоты (порою пошловатые)».
Слайд 101
Итак, мы видим, что неправильное отношение к произведениям
Чехова дошло почти что до нашего времени.
В основе недоразумения,
в основе неправильных оценок лежит неверное понимание чеховского смеха.
Слайд 102
Смех Чехова…
В комических элементах чеховских произведений была усмотрена
мягкая равнодушная улыбка.
В его смехе увидели нечто вялое,
всепрощающее, нечто такое, что делало писателя каким-то посторонним наблюдателем, какой-то нейтральной величиной, бесстрастным свидетелем дел, каковые совершались вокруг него.
Слайд 103
Такое понимание чеховского смеха, такая квалификация комического в
произведениях писателя является в корне неверным и даже абсурдным.
Прежде
всего смех не может быть нейтральным.
Любой смех показывает на отношение к тому, что смешно. И уж это одно исключает равнодушие.
Любая улыбка, даже, казалось бы, самая безразличная, — это уже оценка, это уже критика, уже вмешательство.
Слайд 104
Смех не является нейтральной категорией — он или
критикует и требует исправлений, или критикует и приветствует, утверждает,
В
комических новеллах Чехова смех сатиричен.
Ложь, глупость, лицемерие, холопство, высокомерие, бездушие — вот что является объектом чеховской сатиры.
Слайд 105
Маленькие комические новеллы Чехова, сложенные вместе, дают мозаическую
картину общества, зарисованного несколько карикатурно, но верно, весьма едко
и сатирично.
Современники не захотели увидеть себя в качестве объектов чеховского смеха. Сатирические зарисовки показались пошловатыми, анекдотичными. И смех Чехова был квалифицирован иначе, чем следовало квалифицировать.
Слайд 106
В комических рассказах и в дальнейших произведениях Чехова
была усмотрена не сатира, а какая-то равнодушная, безразличная, постная
улыбка, какой вообще не бывает в литературной природе.
Такое неверное понимание чеховского смеха создало предпосылки для дальнейшей неверной критики произведений Чехова.
Критики сделали решительно все для того, чтоб Чехов не рассматривался как сатирик. Ибо, признав Чехова сатириком, можно было бы ужаснуться (казалось им) от безрадостных картин, зарисованных писателем.
Слайд 107
Сатирическая направленность
Чехов создал пасмурный мир людей, людей
хмурых, одиноких, неудовлетворенных, душевно нездоровых и раздвоенных.
Такой мир
и был характерен современному ему обществу. Но этот мир, так же как и гоголевский мир, не олицетворял собой все общество, всю Россию. Этот мир был низвергнут революцией. Он исчез. И уж это одно говорит, что отрицательный чеховский мир не претендовал на изображение всей окружающей жизни.
Слайд 108
Критика стала смешивать художника с его персонажами.
Настроения
персонажей чеховских произведений отождествлялись с настроениями писателя.
Это была
вопиющая ошибка.
Причем ошибка, которая с легкостью разбивается, если взглянуть на Чехова-человека. В этой области весьма характерны и показательны его письма.
А письма говорят нам об огромной жизнерадостности, о светлом уме, о светлом отношении к жизни, о любви и уважении к людям.
Слайд 109
В этих письмах — документах человеческой жизни —
мы видим не пассивное отношение к жизни, не мягкую
безразличную улыбку, мы видим волю, огромную энергию, большой характер, уверенность в себе и в своих силах.
Слайд 110
В 1889 году (уже после кровохарканья) Чехов, полный
веры в себя, писал Плещееву:
«Оборвавшись на повести, я могу
приняться за рассказы; если последние плохи, могу ухватиться за водевиль и этак без конца, до самой дохлой смерти...»
Разве хмурый человек, пассивно относящийся к жизни и к людям, мог бы так написать?
Последнее фото писателя
Слайд 111
Разница между свойствами художника и его персонажами слишком
очевидна для того, чтобы доказывать, что Чехов не является
представителем пасмурного общества, изображенного и созданного им самим.
Итак, неверное представление о чеховском смехе, элементарное непонимание литературного искусства завело людей, сердито критикующих Чехова, в такой тупик, который поражал даже самих критиков, невольно забредших туда.
Слайд 112
И еще было одно обстоятельство, которое усилило неверное
освещение творчества Чехова.
Это, по мнению Зощенко, привычное, традиционное
отношение к юмору как к низкому жанру.
Слайд 113
Такое пренебрежительное отношение испытывал А.П.Чехов. Он не раз
отрекался от юмористической литературы и говорил, что занят серьезными
вещами.
Такое отношение к жанру в свою очередь усилило непонимание чеховского смеха, снизило его значение и усложнило недоразумение.
Комическое в произведениях Чехова, даже в первых его рассказах, есть явление высокой литературы.
Критикам наших дней надлежит окончательно освободить Чехова от неверных, пустых и пошлых толкований.
Чехов не был юмористом, он был сатириком. Но, как здоровый и полноценный человек, он, видимо, не считал сатиру высшей ступенью в литературе. Он стремился к утверждению жизни.
Выводы:
Слайд 114
У Чехова показаны обычные люди, типичные отношения
реального мира, сюжеты взяты из жизни обывателя, фантастика отсутствует,
использование разных приёмов. Сатирический эффект очень силён.
Слайд 115
В произведениях Чехова огромное число оттенков комедийного и
драматического.
Чем больше всматривался писатель в простейшие жизненные ситуации,
тем к более неожиданным выводам приходил.
Юмористические обстоятельства вдруг оборачивались драмой, а печальные события превращались в фарс. Все это выражено в произведениях Чехова, где, как в жизни, переплетаются смешное и грустное.
Писателю хочется, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича все же больше грустного, чем смешного.
Драматизм содержания скрывается за комическими ситуациями, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации уступают место разочарованию.
Выводы:
Слайд 116
http://www.gramota.ru
Сайт Центральной Городской Публичной библиотеки имени А.
П. Чехова г. Таганрог www.library. taganrog.ru
Официальный сайт г. Таганрога
в разделе «Город. Выдающиеся таганрожцы»
http://www/taganrog.ru
Экскурсия по чеховским местам Таганрога
http:// bit.tsure.ru/chechov/rus/museum/tour_head.html
Таганрог на старых почтовых открытках
http://www.oldtaganrog.narod.ru
Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайтов: