Слайд 2
Учёные утверждают, что между звучанием слова и его
значением нет прямой связи.
Слайд 3
Гипотезы:
1.Не только слова, но и звуки несут в
себе информацию какой-то скрытый смысл.
2.Звучание и значение соединяются в
слове и возникает язык.
Какую роль в жизни слова играют силы, связывающие звук и смысл в языке?
Слайд 4
Цель:
1. Постичь тайны устройства языка.
2. Применить
полученные знания при анализе лирических произведений.
Разработать и апробировать звуковой
анализ стихотворения.
Слайд 5
Объект:
Лирическое произведение
Слайд 6
Задача:
1. Выявить связь между звучанием и значением. 2.Изучить
семантику –от звука к смыслу.
Слайд 7
1)Теоретический 2)Экспериментальный
3)Практический
4)Наблюдение
5)Опрос учащихся
6) Обучающий эксперимент
Методы исследования:
Слайд 8
Содержание работы
1.Исследование
2.Проведение экспериментальных занятий в 6,7 классах
3. Разработка
рекомендаций
4.Обобщение и оценка результатов эксперимента
Слайд 9
1-Этап.
Значение и звучание.
Эксперимент.
Слайд 10
Фоносемантика
Ещё в Древней Греции возник знаменитый лингвистический спор
о том,как рождются слова,как даются имена вещам.
1.Имена даются произвольно.
2.Выбор
обусловлен свойствами предмета и свойствами звуков
Слайд 11
А)Звучание и значение слова стремятся к взаимному соответствию:
Слайд 14
Вывод:
Связь явно существует. Она обеспечивает взаимосвязь между
содержанием и формой слова.
Слайд 15
Звучание создаёт мощную поддержку признакового значения.
Слайд 16
В)Признаковое значение проявляется в словах с абстрактным значением.
ЗЛО-ЗЛОЙ
НЕМОЩЬ-ПАССИВНЫЙ
ПОЗОР-СТРАШНЫЙ
ЖЕСТКОСТЬ-ГРУБЫЙ
СОЗИДАНИЕ-СВЕТЛЫЙ,ЯРКИЙ
УМИЛЕНИЕ-НЕЖНЫЙ,ДОБРЫЙ
ДОВЕРИЕ-ХОРОШИЙ
Сравнение:
Лилия-Лопух
Лотос-Мимоза-Репей
Слайд 17
Вывод:
Существует огромное количество слов,для которых характерно гармоничное содержание
фонетической формы.
Слайд 18
2-Этап.
История цветового символизма древних народов.
Слайд 19
Красный-
в Египте красный лотос был символом крови,
пролитой
Осирисом. Это цвет благородного сословия,
воинов, царей. Для ветхозаветных
евреев красный означал кровопролитие, войну, вину и грех.
Слайд 20
Голубой или синий-
соответствует истине, символизировал небо —
жилище Ра.
Слайд 21
Черный –
цвет злых демонов, дьявола.
Негативные значения
— зло, грех, несчастье.
Слайд 23
Итог:
Звукоцветовые соответствия можно охарактеризовать так:
А –густо- красный
Я -
ярко-красный
Е - зеленый
О - светло-желтый или белый
Э - зеленоватый
Й
- синеватый
И - темносиний
У - лиловый
Ю - голубоватый
Слайд 24
3-Этап.
Звукозапись звуков речи. Содержательность в поэтическом произведении. Практическая
часть.
Слайд 25
А.С.Пушкин«Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как
зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг
соломой зашуршит.
То, как путник запоздалый;
К нам в окошко постучит.
О,Е- страх
Ж,З,В,Р- завывание.
В этом стихотворении говориться о чём-то тёмном,страшном,сильном,угрюмом,быстром.
Слайд 26
А.С.Пушкин «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты
дремлешь ,друг
прелестный,-
Пора ,красавица ,проснись :
Открой сомкнуты негой взоры Навстречу
северной Авроры,
Звездою с севера явись!
Д,З,В-свобода,свежесть
Е-чудо
В этом стихотворении говорится о чём-то ярком ,светлом ,радостном и нежном
Слайд 27
Сравнительный анализ показал ,что существует связь между звукописью
и содержанием поэтического произведения.
Вывод:
Слайд 28
ЗВУК - ЦВЕТ – ЖИВОПИСЬ-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ
Слайд 29
И СКУЧНО И ГРУСТНО
И скучно и грустно, и
некому руку подать
В
минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!
Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...
Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...
Ч,Ш,Р,С-Одиночество, разочарование
У,А,Ы-грусть,черный,коричневый,красный
Слайд 31
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу
отдана.
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Не даром
помнит вся Россия
Про день Бородина!»
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы.
Р,Д,Б-громкость,резкость
Слайд 33
Ф.И.Тютчев «Я встретил вас»
Я встретил вас - и
все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И
сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
Е,И,Я,В
Жгучее волнение, будто романтичный юноша встретил прекрасную девушку, хотя встреча состоялась через 30 лет
Слайд 35
В.Маяковский «НАТЕ!»
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по
человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов
шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то не докушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется - и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я - бесценных слов транжир и мот.
А, У, Р,О,Ы
Агрессия,противостояние
Слайд 37
Исходя из проблемы, можно сделать следущий вывод:между значением
и звучанием слова имеется связь.Не только слова, но и
звуки несут в себе информацию, какой-то скрытый смысл. Звучание и значение соединяются в слове, и возникает язык. Данная информация помогла мне постичь одну из тайн языка и применить ее на практике.Изучение звукоцвета помогает более тонко и глубже понимать смысл лирических произведений.Выполняя свою работу, я изучила историю цветов,основные направления живописи,семантику,литературные течения,пыталась доказать вам, что звучание,значение и цвет стремятся к взаимному соответствию.
Слайд 38
Практические рекомендации.
Как читать лирику
1)Главным и единственным героем лирического
произведения является авторское «я»-образ-чувство, образ-переживание.
2)Стихотворение прочитывается не один раз,
-медленно, вдумчиво, без торопливости.
3)Вслушайтесь в музыку стиха: что вызвало интерес, какие строки родили эмоциональный отклик, а какие недоумение или вопросы…
4)Такое чтение - сложная и тонкая работа ума. воображения, чувства. Она требует от читателя достаточно развитой способности к сопереживанию.