Слайд 2
История создания
Это самое крупное и значительное произведение М.Ю.Лермонтова.
Роман начат в 1837 - 1838гг, а закончен в
1839г. Первоначально главы романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840г под названием «Герой нашего времени».
Слайд 3
Название
Первоначально роман имел название «Один из героев нашего
века». В окончательном варианте («Герой нашего времени») есть иронический
оттенок, падающей не на слово «герой», а на слово «нашего».
Слайд 4
Жанр
Роман задуман как психологическое исследование человеческого характера —
типического характера. «Герой нашего времени» - это первый русский
реалистический психологический роман в прозе.
М.Ю.Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою...»
Слайд 5
Сюжет и композиция
Роман состоит из пяти самостоятельных
повестей, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести
объединены общими героями и общим названием.
В центре композиции романа находится Григорий Печорин. Расположение повестей подчинено главной задаче автора - последовательно, всесторонне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.
Слайд 7
Роль рассказчика
Рассказчик в каждой повести выбран неслучайно
и служит общему замыслу романа - раскрытию образа Печорина.
Много
в характере Печорина не понять простодушному и неискушённому в психологии штабс-капитану. Он видит лишь внешнюю сторону, поэтому Печорин скрыт и загадочен.
«Бэла». Рассказчик - Максим Максимыч
Слайд 8
Роль рассказчика
Человек той же социальной среды и
культуры, что и Печорин. Этому рассказчику легче его понять,
чем Максиму Максимычу, однако и он многого не понимает и не принимает в Печорине.
«Максим Максимыч». Рассказчик - условный автор, «публикатор дневника Печорина»
Слайд 9
Роль рассказчика
Перед нами правдивая исповедь героя, которая
более всего открывает для нас историю души человеческой и
тайну характера, в котором так много черт современного Лермонтову поколения.
«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Печорин рассказывает о себе сам.
Слайд 10
Григорий Печорин
Герой времени
В предисловии к роману характеризуется как
«портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном
их развитии». Но перед нами предстаёт яркая индивидуальность, которая нравится всем: Печорина любят Бэла, Мери, Вера, Максим Максимыч. Писатель тоже симпатизирует ему, хоть и подвергает своего героя строгому суду.
Слайд 11
Григорий Печорин
Портрет
Походка Печорина «небрежна и ленива», но он
«не размахивал руками». С первого взгляда ему можно дать
не более 23 лет, а позже - все 30. Светлый цвет волос, а усы и брови чёрные - «признак породы в человеке, так же, как чёрная грива и чёрный хвост у белой лошади». Особое внимание автор обращает на глаза: «...они не смеялись, когда он смеялся!» Это признак или злого нрава или глубокой постоянной грусти».
Слайд 12
Григорий Печорин
Характеристика
Умён, незауряден, блестяще образован. Его образная меткая
речь - его оружие. Обаятелен, загадочен, обладает сильной волей,
хладнокровен в конфликтах. Не стремится к карьере, хоть и не имеет чинов и не особенно богат. Из его дневника видно, что он анализирует свои недостатки, задумывается на вопросами бытия, чувствует природу.
Слайд 13
Григорий Печорин
Характеристика
Герой раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами.
В сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется отсутствие связи героя
с народной средой. «Водяное общество» олицетворяет пошлую дворянскую среду, в столкновении с которой гаснет лучшие желания героя. Женские образы раскрывают его в любви.
Слайд 14
Двойственность и противоречивость личности
Основное противоречие героя заключено в
разладе его мечты с действительностью: страстное стремление Печорина понять
смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцельное, паразитическое существование - с другой.
Слайд 15
Двойственность и противоречивость личности
Другой раскаивается во всём этом,
судит себя, страдает, расценивает себя как «нравственного калеку», у
которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души.
В Печорине соединены два человека. Один прикрывает свои чувства и страдания маской равнодушия, ищет удовольствия в светских похождениях, холоден с людьми, использует их слабости для утверждения своего превосходства.
Слайд 16
Что вызывает возмущение в Печорине
- Его жестокость, эгоизм,
цинизм в отношениях с людьми.
- Печорин сам не раз
сравнивает себя с палачом, с топором в руках судьбы.
- Читатель не может простить ему смерть Бэлы, холодность с Максимом Максимычем, игру с чувствами Мери.
Никто лучше Печорина не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь.
Слайд 17
Обаяние героя
- В его остром уме, силе и
твёрдости характера, в умении бесстрашно и гордо бросить вызов
судьбе и безжалостно судить самого себя.
- Лучшая половина его души не умерла, хоть он и прячет её от посторонних глаз.
- Его способность к доброте и любви постоянно пробиваются сквозь скептицизм.
Живая душа героя - в потрясённости смертью Бэлы, в слезах отчаянья, когда он поняла, что потерял Веру, в умении видеть свои недостатки, судить себя, в способности чувствовать природу.
Слайд 18
Нравственные проблемы в романе
Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно
жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя:
«Зачем я жил? Для какой цели родился?» Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья.
Проблема смысла жизни и назначения человека
Слайд 19
Нравственные проблемы в романе
Печорин считает, что человек счастлив,
когда подчиняет своей воле всё, что его окружает (счастье
– это «насыщенная гордость»). Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.
Проблема счастья
Слайд 20
Нравственные проблемы в романе
Это проблема крайнего индивидуализма и
эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам,
по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утрачивает критерии добра и зла. Печорин не только несёт несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.
«Наполеоновская проблема»
Слайд 21
Нравственные проблемы в романе
Уважение к миру, к людям
начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает
самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».
Проблема уважения к людям
Слайд 25
Женские образы в романе. Бэла.
Портрет
Симпатия автора чувствуется уже
в созданном им портрете: «…она была хороша: высокая, тоненькая,
глаза черные, как у горной серны…» У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство.
Любовь
Печорин, увидев на свадьбе юную черкешенку, был пленён её внешностью и необычайностью. Бэла показалась ему воплощением естественности и непосредственности. Любовь к ней – не каприз, а попытка вернуться в мир искренних чувств, найти гармонию.
Слайд 26
Женские образы в романе. Бэла.
Разочарование
Печорина увлекла борьба за
Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и девушка
с радостью приняла его, он понял, что обманулся: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Параллель «Человек - животное»
Печорин, задумав украсть Бэлу, стал играть на струнах души Азамата, мечтавшего о коне Казбича. Он помог Азамату украсть коня. Так конь уравнялся с человеком, а это безнравственно и предопределяет трагедию.
Слайд 27
Женские образы в романе. Мери.
Портрет
Она сразу вызывает симпатию:
естественна, смела, благородна. Девушка очень незаурядна: увлекается Байроном (читает
его по-английски), занимается математикой. Печорин тоже находит в ней достоинства: «Она шутила очень мило; её разговор был остёр, без притязания на остроту, жив и свободен; её замечания иногда глубоки».
Слайд 28
Женские образы в романе. Мери.
Любовь
Любовь к Печорину меняет
её: она становится искреннее, естественнее, разбуженные чувства превращают её
в добрую, нежную, любящую женщину. Она оказывается способной простить Печорина. Он же поступает с ней жестоко: добивается её любви, сам не любя. Печорин хочет быть честным с ней, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна его презирать.
Слайд 29
Женские образы в романе. Мери.
Объяснение Печорина с Мери
Мери
и Грушницкий
Слайд 30
Женские образы в романе. Вера.
Портрет
Это «единственная женщина в
мире, которую я не в силах был обмануть», -
говорит Печорин. Она для него ангел-хранитель. Тонко понимает Печорина и знает, насколько он один и несчастлив. Вера ему всё прощает, она умеет чувствовать глубоко и сильно.
Слайд 31
Женские образы в романе. Вера.
В любви
Она и её
отношение к Печорину помогают читателю быть справедливее к герою,
понять его. Этот человек не всегда холоден – он тоже способен на сильные чувства. Он мечтает увезти Веру, жениться на ней. Но как только в душе Печорина просыпаются подлинные чувства, он их боится. Он убивает лучшую половину своей души и прячет глубоко, чтоб никто не увидел (после отчаянной погони за безвозвратно уехавшей Верой он убеждает себя, что в слезах его повинен пустой желудок).
Слайд 32
Проблематика романа
Задачи автора
- Дать портрет поколения молодых людей
своего времени, показав все самые их слабые стороны: холод
сердец, эгоизм, бесплодность деятельности.
Исследовать душу человеческую, сосредоточив внимание на внутреннем мире главного персонажа, подробно раскрыв мотивы, побудившие его на те или иные поступки.
- Разобраться в основном противоречии героя времени – в разладе его мечты с действительностью.
- Проанализировать, как окружающая среда влияет на формирование личности и судьбу героя.