Слайд 2
Целью работы является определение основной роли и предназначения
сна в произведениях художественной литературы XIX века.
Слайд 3
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
отбор
произведений, наилучшим образом отвечающих выбранной теме;
определение значимости использования
приема сна в произведениях художественной литературы;
детальное рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях;
определение их места в структуре этих произведений;
выделение и сопоставительный анализ функций сновидений.
Слайд 4
При работе над рефератом использовались следующие методы исследования:
-самостоятельный анализ художественных произведений;
-работа с критической, справочной и
научно-популярной литературой.
Слайд 5
Практическая значимость работы определяется тем, что работа может
быть применена на уроках , а также элективных курсах
по русской литературе (см. Приложение1)
Слайд 6
Пророческий сон в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Слайд 7
Во сне Татьяны Лариной неоднократно присутствуют образы смерти,
а также и свадьбы, которая, в свою очередь, ассоциируется
с переходом ( в другой дом, другую ипостась
Слайд 8
Интересна следующая деталь. Если в композиционном плане сон
Татьяны является рубежом между зеркально похожими частями, то и
в самом сне мы наблюдаем эффект зеркальности.
Слайд 9
Вещий сон Татьяны – один из самых важных
и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен
в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое.
Слайд 10
Сны Раскольникова как часть физической и психологической
жизни героя романа Достоевского «Преступление и наказание»
Слайд 11
В самом начале романа описывается первое сновидение, пророчествуя
о трагических, жутких событиях в будущем и обнаруживая крайнее
психологическое напряжение главного героя. Измученный Раскольников засыпает прямо на улице, в кустах. Сон раскрывает самую сущность натуры и состояние героя, и потому подробно описывается в романе.
Слайд 12
Особое место занимает психологически точный, гениально описанный сон
Раскольникова о смеющейся старухе. Этот второй сон Раскольников видит
непосредственно перед приходом Свидригайлова, образа демонического и своеобразно олицетворяющего зло.
Слайд 13
Осознать и сделать последний шаг, сознательно отказаться от
своей «личной правды», «своей теории» помогает последнее сновидение, в
котором образно переживаются, открываются, осознаются и изживаются последние проявления гордыни и эгоизма Раскольникова. Высокому, глобальному, философскому уму главного героя, видимо, легче понять зло, увидев его со стороны, то есть не в себе, а в других.
Слайд 14
«Сон Обломова» как композиционный центр романа И.А. Гончарова
«Обломов»
Слайд 15
Глава «Сон Обломова» занимает в романе ключевое место.
Это «увертюра всего романа». Герой переносится в этой главе
в своё детство, в самую счастливую пору своей жизни.
Вначале Илье Ильичу снится пора, когда ему всего семь лет.
Слайд 16
По мнению Гончарова, именно первые бессознательные впечатления формируют
натуру будущего человека. Детство, отрочество - в них начало
судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы, история с письмом, кормление булочками…) навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни- спокойной и сытой.
Слайд 17
Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и
сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых
разных целей и задач.
Во-первых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя — в этом можно убедиться на примере сна Обломова. Во-вторых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа «Евгений Онегин». И, наконец, сон может отражать физическое и нравственное состояние героя, например сны Раскольникова в романе Достоевского.