Слайд 2
Цель: на основе рассмотрения особенностей авторской (бардовской) поэзии
формировать гуманистическое мировоззрение и художественный вкус старшеклассников
Слайд 3
Заявленная цель предполагает решение следующих задач:
сформировать представление
о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении
русской культуры;
продолжить формирование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение как явление культуры (образовательная);
Слайд 4
развивать взгляд на русскую литературу как на
литературу «вечных», философских вопросов бытия, на преемственность тем и
идей русской литературы разных периодов;
развивать у старшеклассников познавательный интерес к современному литературному процессу
(развивающая);
Слайд 5
содействовать формированию таких качеств личности, как независимость,
чувство собственного достоинства и свободы, гуманного отношения к людям;
способствовать становлению, социализации личности старшеклассников, развитию духовного начала (воспитательная).
диалогичность
синтетичность
словоцентричность
интертекстуальность
я, забывшись в песенном
бреду,
Как заклинанье, повторяю снова,
Что музыкант лишь тот,
кто слышит слово,
Поэт лишь тот,
кто с музыкой в ладу.
А. Розенбаум. «Музыка или стихи».
Слайд 8
Авторская песня
Трубадуры
Менестрели
Миннезингеры
Ваганты
Барды…
Слайд 9
Трубадуры:
(Франц., серед. XII в. –
серед.XIV в.)
Рыцари, являвшиеся неплохими поэтами и певцами
(art de trobas — «искусство сочинять»), воспевали идеальную любовь мужчины и женщины.
Слайд 10
Идеалом возлюбленной рыцаря-трубадура была земная женщина, но
не простая, а самая прекрасная, самая чистая и благородная,
напоминающая собой Деву Марию. Относился же рыцарь к своей Прекрасной Даме с трепетным восхищением и поклонением.
Слайд 11
Менестрели:
Происходит от позднелатинск. ministerialis — «состоящий на
службе». Это профессиональный музыкант и поэт, но не свободный,
а находящийся на службе у феодала или того же трубадура.
Слайд 12
Менестрели исполняли песни, восхваляющие своего господина, или пели
песни, сочиненные своим господином — тем же
рыцарем-трубадуром.
Слайд 13
Миннезингеры:
немецкие рыцарские поэты и музыканты (в
перев. с немецкого «minnesinger» означает «певец любви»).
Чаще всего
пели о любви. Их песни — простые и лаконичные — строгие, даже суровые, в них больше размышлений, чем горячих чувств.
Слайд 14
Ваганты:
существовали в Европе в XII—XIII вв.
(в перев. с лат. vagantes значит «бродячие», «скитающиеся»).
Слайд 15
Ваганты на латинском языке слагали сатирические, застольные, студенческие
и любовные песни, а также многочисленные песенные пародии, высмеивающие
богатых и высшее церковное духовенство.
Слайд 16
Барды
Англ. слово кельтского происхождения.
Барды были
древними певцами-сказителями у кельтских племен, проживавших когда-то на территории
сегодняшних Ирландии и Шотландии.
Слайд 17
Барды
пели самые различные песни: героические баллады, религиозные,
боевые, лирические, сатирические...
Слайд 18
Когда-то
барды,
евбаги и друиды составляли три ступени духовной
власти у кельтских племён
Слайд 19
Высшая власть у кельтов принадлежала друидам
(главным духовным
руководителям и учителям мудрости кельтов).
Слайд 20
Служителей кельтских богов называли евбагами
(совершали обряды, приносили
жертвы, занимались гаданием и иногда выполняли обязанности судей).
Слайд 21
Третьим звеном были
барды — мудрые поэты-певцы, глашатаи
истины, рыцари правды и добра, вдохновлявшие воинов на великие
подвиги и воспевавшие мир и любовь.
Слайд 22
Авторская песня
Трубадуры
Менестрели
Миннезингеры
Ваганты
Барды…
Какое
из названий,
по-вашему, оказывается самым точным
и самым
подходящим
для русских
авторов-певцов?
Слайд 23
Бард – поэт, музыкант, исполнитель
собственных песен.
Перед вами рисунок Марата Кима. Как вы
думаете, какую мысль хотел передать художник?
Ожегов С.И.
Толковый словарь русского языка
Слайд 24
В 1157г. в Киеве появилась книга-песенник, где над
строками кириллицы воспроизведены музыкальные знаки.
1187 г. – дата создания
знаменитого “Слова о полку Игореве”, написанного в ритмически- напевной форме
Важнейшей чертой средневекового русского искусства была его синтетичность. Одни и те же образы, идеи воплощались разными средствами в разных видах искусства.
Слайд 25
– Как вы понимаете значение слова «СИНТЕТИЧНОСТЬ»?
– Синтез
каких видов
искусства характерен
для
песенной лирики?
Слайд 26
«Особенности авторской (бардовской) песни».
1) Синтетичность
(синтез музыки и стихов);
2) …
Слайд 27
Вопросы:
– Понравилось ли вам произведение? Почему?
–
Как звучит песня, какова её интонация?
– Какие образы,
ассоциации рождает текст песни?
– Какие ключевые слова вы выделили?
– Какая задача ложится на музыку, а какая — на стихи?
Слайд 28
«Особенности авторской (бардовской) песни».
Синтетичность
(синтез музыки и стихов);
искренность, задушевность,
диалогичность;
…
Слайд 29
Что же доминирует
в бардовских
произведениях:
мелодия или стихи ?
Слайд 30
По жанру авторская песня –
песня - новелла
с острым
столкновением идей и характеров, с неожиданным финалом.
Слайд 31
Вывод:
музыка
в произведениях бардов
откровенно
подчинена
содержанию
Слайд 32
Специфика жанра
состоит в
его
С Л О В О Ц
Е Н Т Р И Ч Н О С Т И,
т.е. в особой,
акцентированной роли слова,
в тесной взаимосвязи
с поэтической традицией.
Слайд 33
«Особенности авторской (бардовской) песни».
Синтетичность
(синтез музыки и стихов);
искренность, задушевность, диалогичность;
словоцентричность
(особая, акцентированная роль слова);
…
Слайд 34
Интертекстуальность –
художественный прием,
основанный на свойстве
текста
включать в себя
другие тексты
или
отсылать читателя к ним.
Слайд 35
Три основных интертекстуальных приёма:
цитата –
реминисценция –
аллюзия –
точная,
дословная выдержка из какого-нибудь текста-источника
видоизмененное, но узнаваемое
заимствование
намёк на
другой текст, событие, явление, лицо, которое должно быть известно читателю
Слайд 36
«Особенности авторской (бардовской) песни».
Синтетичность
(синтез музыки и стихов);
искренность, задушевность, диалогичность;
словоцентричность
(особая, акцентированная роль слова);
интертекстуальность.
Слайд 37
«Семь цветов радуги»: тематический спектр авторской песни
(индивидуальная цветовая
ассоциация)
Слайд 38
Можно ли считать
авторскую песню
наследницей
традиций
русского поэтического
слова?
Слайд 42
Основные этапы формирования авторской песни
Хрущёвская «оттепель»: период
начавшегося процесса реабилитации личности, превращения бездумных «винтиков» государственной машины
в самостоятельно мыслящих индивидуумов, готовых взять на себя ответственность как за свои действия, так и за судьбы мира, за всё происходящее вокруг.
Слайд 43
Любимые герои авторов-исполнителей: альпинисты, геологи, моряки, лётчики,
солдаты, спортсмены, циркачи, «короли» городских дворов … (отважные, сильные,
верные, рисковые люди – им можно доверять, на них можно положиться в трудной ситуации)
Романтические идеалы.
Основные образы-мифологемы:
образы друга или дружбы,
образ дороги как линии жизни, пути испытаний и надежд, пути к познанию себя
Слайд 44
2. Вторая половина 1960-х гг. – начало
1980-х годов: крушение надежд на гуманизацию общественного устройства, вместо
эйфории социального оптимизма – апатия и цинизм.
Авторская песня стала единственным островком духовной свободы.
Голос барда – голос совести больного общества.
Ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить свои идеалы и редеющий дружеский круг.
Песня протеста.
Слайд 45
С середины 1980-х гг. – по настоящее время:
авторская песня превратилась в легальное профессиональное творчество.
В настоящее время жанр авторской песни переживает творческий кризис.
Слайд 46
Чему научило меня
общение с бардами ?