Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Элементы анализа текста

Содержание

Автор в художественном произведенииАвтор выступает в 2 значениях:писатель, реальный человек, обладающий биографией;образ автора, авторская позиция.М.Цветаева: « Роману читателя с книгой предшествует роман писателя с книгой…Не читайте сразу: эта книга не писалась, а жилась
Элементы анализа текста  Или как нам понять то , что Автор в художественном произведенииАвтор выступает в 2 значениях:писатель, реальный человек, обладающий биографией;образ Система опосредованных способов передачи авторской оценки: * Имя герояОписание облика и жилищаВнимание Сюжет художественного произведенияСюжет- порядок и способ  сообщения событий автором Сюжет- важнейшее Фабула - события в  их хронологической последовательности. При анализе произведения нужно Экспозиция: знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев до начала основных действий.По Композиция художественного произведения Литература выделяет три уровня художественной формы:Речевой строй произведения (ритм, Композиционные приемы:обрамление повествования,нарушение хронологии,умолчание,повторы,лейтмотивы,сопоставление и противопоставление,смена точек зрения на повествование… Конфликт  (столкновение, жизненные противоречия) СюжетообразующийВнесюжетный («Три смерти»)Замкнутый («Бедная Лиза»)Неразрешимый Характер герояО характере уместно говорить, если образ человека очерчен полно и индивидуально Глубина постижения образа человека в произведении зависит от способности читателя увидеть героя План анализа образа человека в произведении:Место героя в системе персонажейСпособ введения в Художественная деталь. Символ. Подробность текста. Деталь – самая малая единица предметного мира В символ деталь вырастает тогда, когда, сохраняя и прямое значение, она порождает Стиль отражает эпоху, национальные традиции, литературные направления:Писатели-классицисты - идеальные формы, соблюдение правил Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы Стилистические тропы:Сравнение - Стилистические фигурыПараллелизмАнтитеза (резкое противопоставление)Контраст ( скрытое противопоставление)Оксюморон ( сжатая парадоксальная антитеза) –
Слайды презентации

Слайд 2 Автор в художественном произведении
Автор выступает в 2 значениях:
писатель,

Автор в художественном произведенииАвтор выступает в 2 значениях:писатель, реальный человек, обладающий

реальный человек, обладающий биографией;
образ автора, авторская позиция.

М.Цветаева:

« Роману читателя с книгой предшествует роман писателя с книгой…Не читайте сразу: эта книга не писалась, а жилась и жилась два с половиной года. Прочесть ее в вечер то же самое что мне – прожить ее в вечер…»

Prezentacii.com


Слайд 3 Система опосредованных способов передачи авторской оценки: * Имя героя
Описание

Система опосредованных способов передачи авторской оценки: * Имя герояОписание облика и

облика и жилища
Внимание к вещам , фактам
Пейзажная зарисовка
Заголовок
Действующие лица
Ремарки

или лирические отступления
Герои-резонеры
«Говорящие» детали
Введение рассказчика
Образ повествователя от третьего лица…

Слайд 4 Сюжет художественного произведения
Сюжет- порядок и способ сообщения событий

Сюжет художественного произведенияСюжет- порядок и способ сообщения событий автором Сюжет- важнейшее

автором
Сюжет- важнейшее средство воплощения содержания.
Задачи:
Выявление характера героя;
Скрепление изображенных

событий;
Удержание внимания читателя…

Сюжеты складываются из действий:
проявление эмоций, мыслей, намерений человека в поступках, движениях, словах. Мимике, жестах.
2 типа действия:
внешнее (изменение судьбы героя, отношений между персонажами),
внутреннее ( динамика жизни души).


Слайд 5 Фабула - события в их хронологической последовательности. При анализе

Фабула - события в их хронологической последовательности. При анализе произведения нужно

произведения нужно сравнивать сюжет и фабулу, чтобы понять замысел

автора.

События сюжета проходят основные стадии действия:
пролог
предыстория
экспозиция
завязка
кульминация
развязка
лирические отступления
эпилог
послесловие


Слайд 6 Экспозиция: знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев

Экспозиция: знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев до начала основных

до начала основных действий.
По размеру невелика, но может занимать

и значительную часть.
Завязка: Событие, знаменующее начало развития действия, возникновение конфликта или его обострение.
Обычно дается в начале произведения, но может быть и в другом месте .

Кульминация:
Момент наивысшего напряжения действия, после которого сюжет стремится к развязке.
Кульминаций может быть несколько.
Кульминацию не следует путать с перипетиями
( ( внезапными поворотами событий).


Слайд 7 Композиция художественного произведения
Литература выделяет три уровня художественной формы:
Речевой

Композиция художественного произведения Литература выделяет три уровня художественной формы:Речевой строй произведения

строй произведения (ритм, темп, особенности синтаксиса, средства выразительности);
Предметная изобразительность

(персонажи и события, портрет, пейзаж, интерьер);
Композиция.
При анализе композиции обращается внимание на: - стадии развития действия, - соотнесенность частей и глав, - взаимодействие сюжетных и внесюжетных эпизодов ( лирических отступлений, вставных рассказов, снов, песен, писем…), - систему персонажей (группировка, двойники, антагонисты…), - пейзажные и портретные зарисовки, интерьер…

Слайд 8 Композиционные приемы:
обрамление повествования,
нарушение хронологии,
умолчание,
повторы,
лейтмотивы,
сопоставление и противопоставление,
смена точек зрения

Композиционные приемы:обрамление повествования,нарушение хронологии,умолчание,повторы,лейтмотивы,сопоставление и противопоставление,смена точек зрения на повествование…

на повествование…


Слайд 9 Конфликт (столкновение, жизненные противоречия)
Сюжетообразующий
Внесюжетный («Три смерти»)
Замкнутый («Бедная Лиза»)
Неразрешимый

Конфликт (столкновение, жизненные противоречия) СюжетообразующийВнесюжетный («Три смерти»)Замкнутый («Бедная Лиза»)Неразрешимый («Горе

(«Горе от ума»)
Внутренний («Евгений Онегин»)
Социальный («Отцы и дети»)
Нравственный («Преступление

и наказание»)
Семейно-бытовой («Ревизор»)
Нравственно-психологический («Гроза»)
Философский («Герой нашего времени»)


Слайд 10 Характер героя
О характере уместно говорить, если образ человека

Характер герояО характере уместно говорить, если образ человека очерчен полно и

очерчен
полно и индивидуально через портрет, поступки, мысли, речь,


т.е. далеко не каждый персонаж обладает характером.

Постижение характера предполагает анализ и интерпретацию образа.
Через характер дается авторская оценка и нравственно-эстетическая
Концепция человеческого существования.

Типы характеров:
одноплановые
многоплановые
цельные
противоречивые
устойчивые
динамичные
обратная динамика


Слайд 11 Глубина постижения образа человека в произведении зависит от

Глубина постижения образа человека в произведении зависит от способности читателя увидеть

способности читателя увидеть героя в контексте разных проблем
В чем

логика выбора имени героя?
Как вводится герой в текст?
Каково его место в системе персонажей?
О чем говорит портрет и речевая характеристика?
Что можно понять их описания интерьера, вещи героя?
Какова предыстория? Что известно о воспитании, образовании, окружении?
Какова оценка героя другими персонажами?
Каково авторское отношение к герою?
Какова самооценка героя?
Каковы поступки героя и их мотивы?
Как прогнозируется судьба героя за пределами финала?


Слайд 12 План анализа образа человека в произведении:
Место героя в

План анализа образа человека в произведении:Место героя в системе персонажейСпособ введения

системе персонажей
Способ введения в произведение
Принадлежность к социальной группе, воспитание
Имя,

портрет, речь, интерьер, пейзаж
Предыстория, герой за рамками произведения
Ситуация, раскрывающая характер. Поступок и его мотивы
Самооценка героя и ее динамика
Описание впечатлений от окружающего мира
Психологизм образа. Сны, видения героя
Оценка героя другими персонажами
Авторское отношение к герою, герой в контексте творчества
Герой в читательской оценке. Споры вокруг образа.


Слайд 13 Художественная деталь. Символ. Подробность текста.
Деталь – самая малая

Художественная деталь. Символ. Подробность текста. Деталь – самая малая единица предметного

единица предметного мира произведения ( к ней не относятся

стилистические фигуры, тропы, размер и ритм, особенности синтаксиса). Тяготеет к единичности, более весома с точки зрения смысла. Деталь вводится в текст не ради украшения, а для убедительности, выпуклости образа. Но это невозможно без особой работы читательского воображения.
Подробности предстают во множестве, фиксируют реальность.
Типы деталей:
быта, интерьера
пейзажные
портретные
психологические
повторяющиеся и единичные
динамические и статические
сюжетные
описательные


Слайд 14 В символ деталь вырастает тогда, когда, сохраняя и

В символ деталь вырастает тогда, когда, сохраняя и прямое значение, она

прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, т.е несет иносказательный

смысл.

Художественный образ обобщает действительность, является способом ее оценки.
Творя образ, художник воссоздает цвет и освещение, звуковой фон и зрительные впечатления, запахи и ощущения, воспроизводит образные ассоциации.
Образ обретает жизнь только в сознании читателя, который достраивает его детали и подробности.


Слайд 15 Стиль отражает эпоху, национальные традиции, литературные направления:
Писатели-классицисты -

Стиль отражает эпоху, национальные традиции, литературные направления:Писатели-классицисты - идеальные формы, соблюдение

идеальные формы, соблюдение правил «трех единств» и т.д.
Писатели-романтики –

исключительный герой, человек мучительных страстей и решительных поступков, конфликт мечты и действительности, прием контраста
Писатели-реалисты – жизненная правда, связность повествования, простота формы, отсутствие умолчаний, щепетильное отношение к читателю


Слайд 16 Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы
Стилистические

Средства выразительности в языке. Стилистические фигуры и тропы Стилистические тропы:Сравнение

тропы:
Сравнение - «Лес точно терем расписной…»
Метафора (скрытое сравнение) –

«Ель рукавом мне тропинку завесила..»
Олицетворение – «золотые лица купальниц…»
Эпитет – «дорога дальняя»,
« желтеющая нива», «мирный край»
Ирония (насмешка)
Метонимия (переименование)
Перифраза (пересказ, замена слова описательным оборотом)
Синекдоха (соотнесение целого через часть его)…


Слайд 17 Стилистические фигуры
Параллелизм
Антитеза (резкое противопоставление)
Контраст ( скрытое противопоставление)
Оксюморон (

Стилистические фигурыПараллелизмАнтитеза (резкое противопоставление)Контраст ( скрытое противопоставление)Оксюморон ( сжатая парадоксальная антитеза)

сжатая парадоксальная антитеза) – «грешная молитва»
Инверсия (перестановка)
Бессоюзие
Многосоюзие
Повтор
Анафора
Эпифора
Рефрен
Обращения, восклицания, риторические

вопросы
Эллипсис (пропуск слова)
Гипербола (преувеличение)
Гротеск (причудливость)
Литота (преуменьшение)…


  • Имя файла: elementy-analiza-teksta.pptx
  • Количество просмотров: 129
  • Количество скачиваний: 0