Слайд 2
ФОНЕТИКА
(от др.-греч. phone 'звук, голос') — наука о
«звуковом материале» языка, об использовании этого материала в значащих
единицах языка и речи, об исторических изменениях в этом материале и в приемах его использования
Слайд 3
Звуки и другие звуковые единицы (например, слоги), а
также такие звуковые явления, как ударение и интонация, изучаются
фонетикой с нескольких разных точек зрения:
Слайд 4
1) с точки зрения их физических (акустических) признаков;
2) с точки зрения работы, производимой человеком при их
произнесении и слуховом восприятии, т. е. в биологическом аспекте;
3) с точки зрения их использования в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.
Слайд 5
Каждый звук, произносимый нами в речи, как
и всякий звук вообще, есть физическое явление — колебательное
движение, передаваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется определенными физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет физический, или акустический, аспект в изучении звуков языка и речи.
АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА
Слайд 6
БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ИЗУЧЕНИИ ЗВУКОВ ЯЗЫКА
Рассмотрение звуков языка
и речи с точки зрения процессов, происходящих в организме
при произнесении этих звуков и при их восприятии, составляет содержание биологического аспекта в изучении звуков.
Слайд 7
К биологическому аспекту относится также изучение механизмов тех
изменений, которым подвергаются артикуляции звуков в потоке речи.
Слайд 8
Эти изменения называют позиционными (в широком смысле) и
подразделяют на
1) комбинаторные, вызванные взаимодействием между артикуляциями звуков, находящихся
в потоке речи в непосредственном соседстве, 2) собственно позиционные, связанные с положением звука в безударном слоге либо на конце слова, и т. д.
Слайд 9
Среди комбинаторных изменений выделяют
аккомодации
ассимиляции
диссимиляции
Слайд 10
К собственно-позиционным изменениям относятся, в частности, редукция (ослабление)
гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце
слова перед паузой.
Редукция — от лат. reductio 'низведение'.
Слайд 11
ФОНЕМА
Фонемой называется кратчайшая звуковая единица данного языка, способная
быть в нем единственным внешним различителем экспонентов морфем и
слов.
Слайд 12
функции фонемы:
1) конститутивная, т. е. функция строительного
материала в составе экспонентов морфем
2) дистинктивная, или
различительная, т. е. функция различителя этих экспонентов.
Слайд 13
СЛОГ
Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех
языках мира. Слог везде выступает как минимальная произносительная (артикуляционная)
единица речи.
Слайд 14
Он может состоять либо из одного звука, либо
из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным
образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.
Слайд 15
звуковые изменения, которые могут вызываться особенностями слоговой структуры
Это
прежде всего появление так называемых паразитических, или неорганических, звуков,
согласных или гласных. Если эти звуки возникают внутри «фонетического тела» слова, мы имеем дело с эпентезой (вставкой), если на начальной границе слова — с протезой
Слайд 16
ПРОСОДИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Словесное ударение
Слоговой акцент
Фразовая интонация
Слайд 17
Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация») охватывает все
просодические явления, наблюдаемые в рамках синтаксических единиц, — словосочетания
и предложения (в том числе и однословного предложения).
Слайд 18
Важнейший компонент интонации — мелодика - движение основного
тона голоса (повышение и понижение), создающее тональный контур высказывания
и его частей и таким образом связывающее и членящее нашу речь.
Слайд 19
Мелодика и особенно второй важный компонент интонации —
интенсивность — используются для подчеркивания каких-то частей высказывания.
Слайд 20
Третей компонент интонации — темп речи, ее замедление
и ускорение.
Слайд 21
Раздел науки о языке, изучающий словесное ударение и
слоговой акцент, называется акцентологией; раздел, изучающий фразовую интонацию, —
просодикой (в узком смысле), или интонологией.