Слайд 2
Коммуникативная компетенция определяется, как творческая способность обучающегося пользоваться
инвентарем языковых средств, который складывается из знаний и готовности
к их адекватному использованию.
Слайд 3
Три составляющих коммуникативной компетенции
предметно-информационная,
деятельностно-коммуникативная,
личностно-ориентационная
Слайд 4
коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к
самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.
Слайд 5
Языковая компетенция
- это знания умения и навыки,
обеспечивающие способность учащихся, употреблять слова, их формы, синтаксические структуры
в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства.
Слайд 6
Лингвистическая компетенция
- это знания основ науки о
языке, знании о языке как системе, владение способами и
навыками действий с изучаемым и изученным языковым материалом.
Слайд 7
Коммуникативная компетенция
- это знания, умения и навыки.необходимые
для понимания чужих и порождения собственных высказываний в соответствии
с целями и условиями общения, обеспечивающие вступление в коммуникацию с целью быть понятым
Слайд 8
Культуроведческая компетенция
- это знания, умения и навыки,
необходимые для усвоения национально – культурной специфики русского языка,
овладения русским речевым этикетом.
Слайд 9
Ключевые слова в развитии компетенций
Искать, думать, сотрудничать, приниматься
за дело, адаптироваться.
Слайд 10
План анализа урока чтения в период грамоты на
основе компетентностного подхода.
Слайд 11
С точки зрения формирования интегральной лингвориторической компетентности учащихся
Каким
языковым операциям обучались дети на данном уроке (фонетическим, фонетико
– графическим; на пропедевтическом уровне – орфографическим, словообразовательным, лексическим, морфологическим, синтаксическим)?
Слайд 12
С точки зрения оптимальности проведения отдельных этапов урока
1.
2, 3, 4, 5, 6,7, 8
Как проводилась речевая работа?(формирование
умений и навыков монологической и диалогической речи на основе текста, картинки, речевой ситуации, активизации жизненного опыта детей)
9.
Слайд 13
Каким текстовым действиям обучались дети на данном уроке?
б)
диспозитивные (с чего начинается текст? Чем заканчивается? Какой план
можно составить?);
в) элокутивные (какими словами говорится о …? Что значит слово? Каким близким по значению словом можно его заменить? И др.)
Действия рецептивно – аналитические: а) инвентивные (о чем говорится в тексте? Что хотел выразить, сказать автор?);
Слайд 14
С точки зрения общедидактических и частнометодических требований
Ясность учебной
цели урока.
Преемственность и перспективность урока.
Развивающий характер обучения.
Ясность воспитательной цели
урока.
Разнообразие методических средств и приемов.
Четкая организация коллективной, групповой работы в сочетании с индивидуально – дифференцированным подходом.
Атмосфера речевой культуры.
Оптимальное распределение времени на уроке.
Слайд 15
С точки зрения оптимальности проведения отдельных этапов урока
Как
проводился оргмомент и обеспечивалась тренировка мелкой мускулатуры руки?
Как проводилось
знакомство с новой буквой?
Как проводился анализ зрительных элементов буквы?
Как проводились демонстрация процесса написания буквы и анализ ее двигательных элементов?
Как проводилось письмо новой буквы?
Как проводился анализ ошибочных написаний?
Как проводился сопоставительный анализ написания новой буквы с ранее изученными?
Слайд 17
С точки зрения общедидактических и частно методических требований
Ясность учебной цели урока.
Преемственность и перспективность урока.
Развивающий характер обучения.
Ясность
воспитательной цели урока.
Разнообразие методических средств и приемов.
Четкая организация коллективной, групповой работы в сочетании с индивидуально – дифференцированным подходом.
Атмосфера речевой культуры.
Оптимальное распределение времени на уроке.
Слайд 18
Какой коммуникативной деятельности обучались дети на данном уроке?
а)
по характеру умственных действий: деятельность рецептивно – аналитическая (моделирование
речевой ситуации для готового текста: Кто? Кому? Зачем? О чем? Где? Когда? И продуктивно – синтетическая (создание своего текста на основе заданной речевой ситуации)
б) с точки зрения режима коммуникации: монологическая и диалогическая
Слайд 19
2. Действия продуктивно - синтетические
а) инвентивные ( изобретение
содержания высказывания: что сказать?);
б) диспозитивные (расположение изобретенного: в каком
порядке сказать?);
в) элокутивные (языковое оформление: как сказать, какие слова, предложения выбрать?)
Слайд 20
Усвоение новых знаний, представлений и понятий и формирование
умений их приобретения.
Какие новые представления и понятия давались учащимся
на уроке?
Соблюдались ли психологические условия формирования представлений и понятий у младших школьников?
Какие приемы использовались для формирования представлений и понятий?
Как проводилось предупреждение и исправление ошибок при обогащении знаний?
Формировались ли умения приобретать новые знания, какие именно?
Как проводилась работа с научно – популярным текстом и какие умения вырабатывались у учащихся?
Слайд 21
Предъявлялись ли требования к учащимся по соблюдению элементарных
правил выразительного чтения?
Учитывалась ли специфика литературного жанра?
Каким образом учитель,
формируя навык выразительного чтения обучал раскрытию характерных особенностей образов, картин, изображенных в тексте, показу авторского отношения к событиям, поступкам героев, передаче эмоциональной тональности произведения?
Слайд 22
Формирование навыка чтения
Были ли соблюдены учителем общие психологические
условия формирования навыков с учетом специфики навыка чтения?
Как соблюдались
гигиенические условия чтения?
Какие приемы работы использовались?
Способствовала ли работа по предупреждению ошибок формированию навыка чтения?
Каково качество ответов учащихся по содержанию художественного произведения?
Была ли понята главная мысль художественного произведения?
Являлось ли чтение учителя образцом выразительности?
Предъявлялись ли требования к учащимся по соблюдению элементарных правил выразительного чтения?
Слайд 23
Развитие воображения и творческих способностей учащихся.
Какие образы или
приемы воображения, связанные с индивидуальной неповторимостью художественного произведения, были
активизированы у учащихся?
Какую роль в этом сыграла наглядность, анализ изобразительных средств, используемых автором?
Какие приемы работы были использованы учителем для создания у учащихся того или иного образа ( агглютинация, типизация, гиперболизация и др.).
Какие виды творческих работ были проведены на уроке и как учитель руководил раскрытием творческих способностей учащихся?
Слайд 24
Развитие мышления и речи учащихся
С помощью каких приемов
и форм работы учитель добивался активности мыслительной и речевой
деятельности учащихся?
Какие виды мышления и речи развивались на уроке, какие мыслительные операции активизировались?
Какие виды самостоятельной работы использовались на уроке?
Слайд 25
Развитие высших духовных чувств школьника.
Наблюдалось ли формирование эстетического
отношения к действительности?
Было ли активизировано развитие моральных качеств?
Какие приемы
работы использовал учитель для развития высших духовных сил личности и насколько они эффективны?
Каковы были особенности внешнего проявления чувств детей как показателя значимости для них произведения?
Слайд 26
Обучение эстетическому восприятию художественного произведения.
Как была проведена подготовка
к эстетическому восприятию художественного произведения?
Как был преподнесен литературный материал
учителем?
Помогло ли это воспринять художественную индивидуальность и неповторимость литературного произведения?
Какие эмоциональные реакции, высказывания детей выражали их непосредственное впечатление и раскрывали оценочное отношение к воспринятому?
Слайд 27
Каким текстовым действиям обучались дети на данном уроке?
б)
диспозитивные (с чего начинается текст? Чем заканчивается? Какой план
можно составить?);
в) элокутивные (какими словами говорится о? Что значит слово? Каким близким по значению словом можно его заменить? И др.)
Действия рецептивно – аналитические: а) инвентивные (о чем говорится в тексте? Что хотел выразить, сказать автор?);
Слайд 28
Стихи – продолжение мое и начало
Начинается эта работа
с самого простого, с подбора эпитетов к «неукрашенному», как определили
сами дети, нехудожественному тексту. Это – подражание мастерам, «работа по образцу». Например, после того, как дети прочитали несколько стихотворений известных поэтов и поработали над изобразительными средствами, в частности, над эпитетами, им дается текст с пропущенными определениями, и надо придумать и вставить эпитеты, именно эпитеты, а не просто любые определения. Или дописать рассказ, который прочитан без окончания.
Слайд 29
«От маленького писателя – к большому читателю»
- главный
принцип, и путь развития не только читательского, но и
личностного.
(М.А.Рыбникова)
Слайд 30
«Одари меня словом»
Лексика.
– Что такое весна? (Весна
– время года, следующее за зимой.)
– Если мы не
знаем значение слова, где можно найти? (В словаре Ожегова). Переносное значение слова весна: "весна жизни" ("молодость жизни"). У Пушкина «утро года».
Слайд 31
Орфография
– наука о правильном письме.
ВЕСНА
– Какая
орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).
–
Запишите еще два слова с этой орфограммой.
Слайд 32
Выполнение различных видов творческих работ
Написание сочинений,
Изложений,
Отзыв о
прочитанном произведении,
Миниатюры,
Эссе (формирует умение отстаивать свою точку зрения),
Стихотворений
Слайд 33
Фонетика
раздел науки о языке, в котором изучаются
звуки языка, ударный слог.
Задание. Выбрать транскрипцию к слову весна.
[
весна ] [ в’исна ] [ висна ] [ вэсна ]
– Сколько слогов?
– На какой слог падает ударение?
– Сколько букв, звуков?
– Сколько гласных звуков; согласных звуков?
– Как можно перенести слово?
– Придумай слово, в котором столько же букв и звуков.
Слайд 34
Словообразование
– раздел науки о языке, изучает строение
слов и способы их образования.
Задание. Выбрать родственные слова
к слову весна.
весны
весенний
весело
весовщик
веснянка
веснушка.
Морфемный разбор слова: Придумай слово с таким же составом.
Слайд 35
Морфология
– раздел науки о языке, который изучает
слово, как часть речи.
– Какой частью речи является слово
весна? (Существительное)
– Что вы знаете о существительном?
Тест по теме: “Имя существительное.”
1. Имя существительное обозначает: а) признак предмета;
б) действие;
в)) предмет. В2. Имя существительное отвечает на вопрос: а) Что делает?
б) Какой? Какое?
е) Кто? Что?Е3. Имена существительные бывают: а) м.р., ж.р.;
б) ж.р., с.р.;
с) м.р., ж.р., с.р.С4. Имена существительные изменяются: а) по родам;
н) по числам и падежам. Н5. Имя существительное в предложении: а) подлежащее и второстепенный член;
б) сказуемое.
Самопроверка – должно получиться слово ВЕСНА.
Слайд 36
Синтаксис
– изучает словосочетание и предложение.
Составить словосочетание:
I вариант.
(прил.
+ сущ.)
II вариант.
(гл. + сущ.)ранняя весна
чудесная весна
дружная весна
голубая
весна
люблю весну
говорю о весне Разбор предложения у доски.
– Придумайте сами предложение о весне.
Слайд 37
2).Работа с пословицами и поговорками.
Весна красна!
Весна – утро года.
?
Слайд 38
4).Подбор к данному слову антонимов.
Весна - ?
Слайд 39
«…Стихи – продолженье мое и начало»
Эпитеты, метафоры
«Блещет синевой?»(Пушкин)
Как вы это видите?
Почему долины пестреют?
Слайд 40
Дети уже сами могут написать рассказ, сказку
Эта работа
– тоже «по образцу», поскольку рассказ сочиняется после работы
на уроке, где ученики сначала выделяли постоянные элементы сюжета рассказа автора.
Так после чтения В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке» детям было предложено задание сочинить свою сказку с описанием механизма любого предмета.
Слайд 41
Анализ образа героя
учу разбираться в том, как
писатель изображает действующих лиц, открывая нам то, что скрыто
от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
приучаю детей судить об основных качествах персонажей, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам, их вызвавшим; последнее, как известно, дается младшим школьникам труднее.
Слайд 42
Для выявления авторского отношения к действующим лицам на
заключительном этапе обучения применяю следующие приемы (Н.Я. Мещерякова):
учитель сам
характеризует отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;
учитель привлекает внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя, эмоциональным знакам, ученики «расшифровывают» , выражение лица, интонацию героя и на этом основании определяют характер, отношения автора к персонажу;
совместно с учителем дети проводят «эксперимент»; исключают из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку, что помогает лучше осознать роль этой оценки в характеристике персонажа;
при отсутствии ремарок автора ученики придумывают их совместно с учителем.
Организуя работу над определением авторского отношения к персонажу, нужно стремиться не только к выявлению слов и выражений, с помощью которых писатель передает душевное состояние героев, но и к воссозданию в воображении детей этих эмоциональных состояний, так как только тогда может возникнуть сопереживание.
Слайд 43
Приемы:
называю качества персонажей и прошу учащихся привести
примеры, их подтверждающие;
детям предлагается самостоятельно назвать свойства характера героя;
сопоставляются
герои одного произведения или близких по тематике произведений.
Слайд 45
Творческие игры:
в виде игры «Покорение высоты»: к доске
вызываются представители команд, которые, отвечая правильно на вопросы, поднимаются
по уступам холма, нарисованного на доске.
«Литературный футбол». Класс делится на две команды, капитаны которых формируют «группу нападения», которая готовит вопросы противнику, «группу защиты», которая будет отвечать, «вратаря», которому «защита» сможет «перепасовать» вопрос, если сама не сумеет ответить. За каждый неправильный ответ назначается гол команде, возможны «пенальти», т.е. удар прямо в «ворота», т.е. вопрос вратарю.
Ролевые игры – это игры, где требуется ролевая трансформация, перевоплощение, вхождение в образ героя произведения. (Ев. Велтистов «Приключение Электроника», Марк Твен «Приключение Тома Сойера»)
игра в «настоящий спектакль».
Слайд 46
Отзыв
Дети на практическом уровне, без введения сложной терминологии,
учатся понимать, «как сделано» художественное произведение, какие приемы и
способы создания художественной картины мира есть у авторов произведений, учатся не только «видеть» авторское слово, но и любоваться им. Так происходит становление основных навыков анализа художественного текста, которые станут основой его глубокого и полноценного восприятия.
Слайд 47
Работа в группах:
Перечитайте рассказ, назовите все его основные
части.
Запиши в таблицу названия частей. Кратко передай содержание
каждой части.
3.
Определи роль этих частей для развития действия рассказа.
(вступление, завязка; развитие действия, кульминация, развязка)
Слайд 50
ученик хорошо пересказывает текст, думая в основном
над тем, что в нем происходит и кто и
как действует (оценка «три»),
ученик, пересказывая сюжет, размышляет над тем, каковы герои, почему они так поступают и почему они такие (оценка «четыре»),
ученик-читатель выходит на осмысление художественной формы произведения как «дела авторских рук», идеи произведения как цели создания произведения автором, системы образов и способов их создания и высказывает свое личное отношение к тому, о чем говорит (оценка «пять»)
Оценка анализа произведений учащимися по 3 уровням: