Слайд 2
Я - стиль эмоций и эстетики,
Стиль ярких красок
и поэтики,
Заставлю всех переживать,
Смеяться, плакать и страдать.
Я сухость сдал
давно в утиль.
Весь ваш... Художественный стиль.
Слайд 3
Цели:
образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю
речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы
и стилистические фигуры речи, учиться писать сочинение-рецензию.
развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища;
воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся.
Слайд 8
Прозаический и поэтический подстили
Слайд 9
Тропы – обороты речи, в которых слова или
выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей
художественной выразительности. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий.
Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились).
Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).
Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно).
Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел).
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны).
Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал).
Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить).
Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? - обращение к Ослу)
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство).
Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль).
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).
Слайд 10
ирония
синекдоха
эпитет
Олицет-
ворение
метафора
литота
гипербола
Аллего-
рия
сравне-ние
Слайд 11
Стилистические фигуры – выразительные средства языка. Служат для
создания образной речи, усиления выразительности. Стилистические фигуры – это
особые синтаксические построения.
Анафора – повторение особых слов и оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.
Эпифора – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (предложений).
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
Антитеза – оборот, в котором для усиления выразительности речи противопоставляются противоположные понятия.
Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.
Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления.
Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный.
Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.
Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном.
Риторический вопрос – ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя.
Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов.
Бессоюзие – намеренный пропуск соединительных союзов, что придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями в пределах общей картины.
Слайд 13
Пример анализа небольшого
поэтического текста.
Осень поздняя. Небо открытое,
И леса сквозят тишиной.
Прилегла на берег размытый
Голова
русалки больной.
А.Блок
Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:
ритм, рифма;
инверсия — прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;
тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег;
синтаксический параллелизм в первой строке;
назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.
Слайд 14
Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка
Задание
1. Прочитайте отрывки из стихотворения К.Бальмонта. Понаблюдайте за использованием
такого стилистического приема, как перифраза. Какова ее роль в тексте?
Тургенев — первая влюбленность,
В напевном сердце нежный строй,
Где близь уходит в отдаленность,
Заря целуется с зарей.
Зима наносит снег. Но лишь я
Припомню «Первую любовь»,
Промолвлю: «Ася» и «Затишье», —
Себя я вижу юным вновь.
Дремотный старый сад. Сирени.
Узор крестообразный лип.
Зовут заветные ступени.
Садовой дверцы дрогнул скрип.
Они пройдут перед очами —
Сплетенья призраков таких,
Что будешь днями и ночами
Их вспоминать и звать в свой стих.
На утре дней душа открыта,
Прикосновений жаждет новь,
И вот тропинка в ней пробита —
Через любовь к любви — в любовь.
Душа нуждается в уроке,
И мир заманчив и не хмур,
Когда читаешь сердцем строки,
Что спел грустящий трубадур.
Слайд 15
Блажен, кто в золото лобзанья
Возвел землистую руду
И женское очарованье
Предуказал нам, как звезду,
Кто нас увлек
в такие дали,
Где все есть радость и печаль,
И мысль заветные скрижали
Взнесла в небесную эмаль.
Благословен учитель чувства,
Нам показавший образец,
Одевший в пламени искусства
И кровь и омуты сердец.
<...>
Тургенев – первая влюбленность,
Глаза с их божеской игрой,
Где близь уходит в отдаленность,
Заря встречается с зарей.
1. Сравните начало и конец стихотворения. Благодаря чему «конец гармонирует с началом»? Приведите примеры из поэтических произведений, в которых начало и конец как бы перекликаются.
2. Объясните значение слова скрижали. Какова стилистическая окраска этого существительного? Какие еще стилистически окрашенные слова встречаются в стихотворении Бальмонта? Какова их роль в тексте? Запишите толкование значения слова скрижали, используя предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым (обратитесь к словарю).
3. Найдите в тексте антонимы (в том числе контекстуальные). Какова их роль в тексте?
4. Как образованы слова близь, новь? Приведите примеры использования слов такой же структуры в стихотворениях других поэтов, например, С.Есенина.
5. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите их тип и роль в стихотворении.
6. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какое настроение надо передать при чтении?
Обвал
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могущий вал
Остановил.
Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
Прошиб снега...
Ты затопил, освирепев,
Свои брега.
И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал,
И Терек злой под ним бежал,
И пылью вод
И шумной пеной орошал
Ледяный свод.
И путь по нем широкий шел:
И конь скакал, и влекся вол,
И своего верблюда вел
Степной купец,
Где ныне мчится лишь Эол,
Небес жилец.
(А.С. Пушкин)
1. Найдите в тексте примеры использования архаизмов (лексических, фонетических, грамматических). Какова их роль?
2. Какие слова употребляются в переносном значении?
3. Выпишите из текста предложение с риторическим обращением.
4. Выпишите глаголы, определите их время и вид. Почему в тексте так много глаголов? Как использование глаголов настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида соотносится с содержанием текста? Понаблюдайте за употреблением деепричастий.
5. Найдите в тексте примеры использования многосоюзия, анафоры
Слайд 17
Задание 3.
А. Твардовский. "О сущем":
Мне славы тлен -
без интереса
И власти мелочная страсть.
Но мне от утреннего леса
Нужна
моя на свете часть;
От уходящей в детство стежки
В бору пахучей конопли,
От той березовой сережки,
Что майский дождь прибьет в пыли;
От моря, моющего с пеной
Каменья теплых берегов;
От песни той, что юность пела
В свой век - особый из веков
И от беды и от победы -
Любой людской нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась….
И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге - твердое сознанье,
Что честно я тянул свой воз.
Как композиционно строится этот поэтический текст?
Какие синтаксические и лексические средства использовал для этого А.Твардовский?
Укажите словесные и структурные повторы и дайте им семантико-стилистическую характеристику.
Какую роль играют слова "нужна", "нужно", союз И во втором и третьем случаях его употребления?
Чего достигает поэт употреблением слов: век - веков, беды - победы, видеть - изведать?
В чем заключается разница предложений с союзом что?
Выделите примеры звукозаписи. Чем она создается?
Слайд 18
Образцы текстов для проведения изложения с творческим заданием
Когда
пришла революция, Блок встретил ее с какой-то религиозною радостью,
как праздник духовного преображения России. Он стоял под ураганом клевет и обид ясный, счастливый и верующий. Сбылось долгожданное, то, о чем пророчествовали ему кровавые зори. Он радостно вышел один против всех, так как чувствовал себя в полной гармонии с хаосом.
Не поразительно ли, что всю поэму “Двенадцать” он написал в два дня? Он начал писать ее с середины, со слов: "Уж я ножичком /Полосну, полосну!" — потому что, как рассказывал он, эти два ж в первой строчке показались ему весьма выразительными. Потом перешел к началу и в один день написал почти все: восемь песен, до того места, где сказано: "Упокой, Господи, душу рабы твоея. /Скучно".
Почти всю поэму — в один день! Необыкновенная энергия творчества! За полгода до смерти он показывал мне ее черновик, и я с удивлением смотрел на опрятные, изящные, небольшие листочки, где в такое короткое время, так легко и свободно, карандашиком, почти без помарок, он начертал эту великую поэму. Никакой натуги, никаких лишних затрат вдохновения! Творить ему было так же легко, как дышать.
Написав “Двенадцать”, он все три с половиною года старался уяснить себе, что же у него написалось.
Многие помнят, как пытливо он вслушивался в то, что говорили о “Двенадцати” кругом, словно ждал, что найдется такой человек, который, наконец, объяснит ему значение этой поэмы, не совсем понятной ему самому. Словно он не был виноват в своем творчестве, словно поэму написал не он, а кто-то другой, словно он только записал ее под чужую диктовку.
Помню, как-то в июне в 1919 году Гумилев, в присутствии Блока, читал в Институте Истории Искусств лекцию о его поэзии и между прочим сказал, что конец поэмы "Двенадцать” (то место, где является Христос) кажется ему искусственно приклеенным, что внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект.
Блок слушал, как всегда, не меняя лица, но по окончании лекции сказал задумчиво и осторожно, словно к чему-то прислушиваясь:
— Мне тоже не нравится конец “Двенадцати”. Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И я тогда же записал у себя:
к сожалению, Христос.
Гумилев смотрел на него со своей обычной надменностью: сам он был хозяином и даже командиром своих вдохновений и не любил, когда поэты ощущали себя безвольными жертвами собственной лирики. Но мне признание Блока казалось бесценным: поэт до такой степени был не властен в своем даровании, что сам удивлялся тому, что у него написалось, боролся с тем, что у него написалось, сожалел о том, что у него написалось, но чувствовал, что написанное им есть высшая правда, не зависящая от его желаний, и уважал эту правду больше, чем свои личные вкусы и верования.
(По К. Чуковскому) (444 слова)
Задание.
Перескажите (подробно или сжато) фрагмент статьи К. Чуковского "Александр Блок как человек и поэт".
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Каковы возможные трактовки финала поэмы А. Блока "Двенадцать"?
При выполнении задания № 2 выпускник может пользоваться текстом поэмы АА.Блока “Двенадцать”.
Слайд 19
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей
в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью.
Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
<…>Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
— Что ему, черту, делается, меренина здоровенный,— говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
— Что, брат, не будешь? Али скрючило? — смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину.
(Л.Н. Толстой) (438 слов)
Задание.
Перескажите (подробно или сжато) фрагмент романа Л.Н. Толстого "Война и мир" (т.IV, ч.3, гл.V).
Дайте аргументированный ответ на вопрос:
Как в образе Тихона Щербатого воплотилась "грозная и величественная сила народной войны"?