Слайд 2
Знаешь ли ты что…
Первые
шарады (charade - беседа) появились в VI веке у
Симфосия - "Загадки". С XVIII века они вошли в моду у французов . В средневековье шарадами называли повозки на двух колесах. Позднее в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечения после сытного ужина, это слово стало означать "целый воз болтовни".
Российская история этих затей началась также в XVIII веке. Сохранилась публикация той поры с ответом "глад + кость = гладкость". В следующем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала "Иллюстрация" ("моль + ер = Мольер"; "пол + тина = полтина" и др.).
Вообще же, шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: "кит + ель", "мышь + як", "вино + град", "пар + ус" и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.
Первое слово над чайником тает,
Второе - у папы растет над губой.
А целое - ветер морской надувает
И в плаванье нас приглашает с тобой.
Определяем значение первого слова в этой шараде: над чайником тает, видимо, "пар". Затем определяем значение второго слова: скорее всего, у папы над губой растет - это "ус". Сложив оба слова, получаем ответ на шараду - "парус", который ветер морской надувает и приглашает в плаванье.
Слайд 3
Первое - нота.
Второе - тоже.
А
в целом -
На горох похоже.
Фасоль
Часть первая на земле остается,
Когда
по ней кто-то пройдет.
Вторая - дается
Ошибками в долгом труде.
А словом охотник зовется,
Что зверя отыщет в тайге.
Следопыт
Философ - первый слог шарады,
К нему союз прибавить надо,
Последний слог - местоимение.
Все - в музыке произведение.
Кантата
Мой первый слог - на дереве,
Второй мой слог - союз.
А в целом я - материя,
И на костюм гожусь.
сукно
Первый слог - местоименье,
Второй - весенний месяц яркий,
В конце частица для смягченья,
В целом - остров очень жаркий.
ямайка
Слайд 4
Анаграммы
Изобретателем анаграммы (ana - пере, gramma
- буква) считают Ликофрона из Древней Греции (III век
до н.э.). Анаграмма была модной во Франции (XV - XVII века), особенно выделялся этим поэт Ф. Вийон.
В России впервые использовал свойства анаграммы поэт и дипломат А. Д. Кантемир (XVIII век). Повесть "Нос" Н. В. Гоголя сперва именовалась наоборот - "Сон". У В. В. Маяковского имеется перестановочное название - "Схема смеха".
Некоторые писатели и художники подписывали свои произведения анаграммами. Так, например, упоминаемый выше известный русский писатель, поэт и дипломат XVIII века Антиох Кантемир подписывался как "Харитон Макетин".
Анаграмма - это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв (например: "липа - пила", "актер - терка", "зола - лоза", "соль - лось"), а также при чтении справа налево (например: "колесо - оселок", "кот - ток", "Милан - налим") слово приобретает новое значение.
тенью у меня
Вы летом отдыхаете.
Но коль согласные
Местами поменяете,
Превращусь в
один момент
Я в столярный инструмент.
Липа-пила
Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы.
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы...
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я бы полетела с треском
В ночной небесной тишине!
Карета-ракета
Меня разыскивают все,
Когда дефект есть в колесе.
Шоферу каждому в дороге
Могу я пользу принести.
Но поменяй местами слоги -
И буду я в лесу расти.
Насос-сосна
Слайд 6
Логогрифы
Логогриф (logos - слово, grifos -
сеть) появился еще в Древнем мире. Характерно начало из
старой латинской поговорки: «Amore, more, ore, re...». Здесь последовательно снимается по
одной букве.
В российской поэзии он встречается с XIX века: у Л. Н. Трефолёва («Победоносцев - Обедоносцев - Бедоносцев - Доносцев»), В. В. Каменского («лучистая - чистая - истая - стая - тая»).
Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога, например: «пест - перст», «мир - мираж», «Вера - Венера», «кран -экран», «спорт - порт - спор».
поместите меру,
И ветер всколыхнёт всю атмосферу,
-Такой, которого сильнее не
найти:
Он всё сметает на пути.
Уран-ураган
Его откроешь - и вода
Из него польётся.
Добавишь «Э» - и тогда
В кинотеатре он найдется.
Кран-экран
Я - здоровью основа,
Слева - букву возьми -
И морским стану словом.
Букву справа сними -
Я предмет увлеченья
На собраньях и преньях.
Спорт-порт-спор
Кто части мотоцикла знает,
Тот это слово разгадает.
А если букву «Д» прибавить,
На сцене можно будет ставить.
Рама-драма
Слайд 8
Метаграммы.
Первую метаграмму (meta - между,
gramma - буква) 29 марта 1879 года поместил в
журнале «Ярмарка тщеславия» английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки «Алиса в стране чудес» и «В Зазеркалье».
Российская история метаграммы пока изучена недостаточно, однако известны своими оригинальными метаграммами Р. Вердин, О. Степанов, Е. Ефимовский.
Метаграмма - это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка».
Слайд 9
С буквой «К» - для тенниса я нужен,
С
«Т» - я сладок и красив снаружи
Корт-торт
С буквой «Т» - его прочтём,
С буквой «Д» - мы в нём живём.
Том-дом
По реке по горной
С «Ю» проплывём всегда мы,
С буквой «Я» меня ищи
На голове у дамы.
Шлюпка-шляпка
Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но «Н» на «Б» смени скорей -
И обитатель я морей.
Кран-краб
С «Р» меня тянули из земли,
Но достать без мышки не могли.
С буквой «Щ», хочу иль не хочу,
Рубят лес - я в сторону лечу.
Репка-щепка
6. С буквой «Щ» - на самом деле
Я на службе у Емели.
«М» поставь на это место:
Без меня не будет теста.
Щука-мука
Слайд 10
Омографы.
Омограф (homos - одинаковый, grapho - пишу) -
загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию,
но разные в сущности. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: «пр_оволочка - провол_очка», «см_етана - смет_ана», «_ирис - ир_ис», «м_ука - мук_а», «п_ора - пор_а», «з_амок - зам_ок», «з_апах - зап_ах», «хл_опок - хлоп_ок».
Омографы применяли такие поэты, как П. А. Вяземский, В. В. Маяковский и другие.
отказался,
Кто взял - не догадался,
А кто имеет - очень
сожалеет
(Фальшивая купюра)
Первую в школе все изучают.
Ну, а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно
(Дробь)
Первую утром девчонки плетут,
Сено косить все вторую берут,
Третья у речек песчаной бывает.
Кто ж это слово быстрей отгадает
(Коса)
Семь братьев:
Годами равные,
Именами разные.
(Дни недели)
На свету к нам так и льнет,
Без нас и шагу не шагнет.
Но лишь настанет темный час -
Сразу покидает нас.
(Тень)
Слайд 12
Подумай и ответь.
1.Как большой город превратить в маленький?
2.Бывают
ли слова без окончаний?
3. Как из рыбы сделать рыбака?
Из стола-столяра?
4.Может ли в одном слове быть два суффикса?
5.Какое слово появилось раньше: самолет или вертолет? Пароход или атомоход?
6.Какой город с птицы начинается, зверьком кончается?
7.Какой город состоит из минерала и дерева?
8.Название какого города состоит из одного мужского и ста женских имен?