Слайд 2
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Слайд 3
ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
Односложная, состоящая лишь из
простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
Бедность речи.
Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Слайд 4
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель мнемотехники - развитие
памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием.
Задачи:
развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
развитие зрительно – пространственных функций;
развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
развитие связной речи
Слайд 5
К мнемотехнике в дошкольной педагогике разные авторы относят:
мнемотаблицы и коллажи , сенсорно-графические схемы
предметно-схематические модели , блоки-квадраты,
а также схемы
составления рассказов.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация
Слайд 6
В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е.
производится графическое или частично графическое изображение литературных персонажей, явлений
природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Слайд 7
Схемы служат своеобразным зрительным планом для
создания монологов, помогают детям выстраивать:
-сюжет рассказа,
- последовательность событий,
-
лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Слайд 8
Когда можно использовать
карточки- схемы:
для обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при
отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Слайд 9
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НЕОБХОДИМО
ДАВАТЬ ЦВЕТНЫЕ МНЕМОТАБЛИЦЫ.
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА СХЕМЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО
РИСОВАТЬ В ОДНОМ ЦВЕТЕ.
Слайд 11
РАЗМЕРЫ МНЕМОТАБЛИЦ МОГУТ БЫТЬ РАЗЛИЧНЫМИ- В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ И УРОВНЯ ИХ РАЗВИТИЯ.
Для дошкольников среднего возраста
– таблицы на 6 клетках;
Для дошкольников старшего возраста – таблицы на 9-12 клетках;
Для подготовительного к школе возраста – таблицы на 12-15 клетках.
Слайд 12
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МНЕМОТАБЛИЦ:
1 этап: Рассматривание
таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2
этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Слайд 13
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С МНЕМОТАБЛИЦАМИ:
1. Введение элементов символов (формы,
величины, действия).
2. Использование опорных схем на всех видах
занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален).
3. Введение отрицаний.
4. Сочетание символов, чтение цепочки их.
5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
6. Творческое создание детьми опорных схем.
Слайд 14
РЕЗУЛЬТАТЫ
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес
к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.