Слайд 2
Аргументация строится с опорой на:
художественные произведения (2 или
3)
дневники и мемуары
публицистику
произведения устного народного творчества (за исключением малых
жанров)
Слайд 3
Формулировка темы может быть в виде:
вопроса: Как Вы
понимаете, что такое «дружба» и «вражда»?
утверждения: Природа и внутренний
мир человека: созвучие и диссонанс.
цитаты: «Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей». (Аристотель)
Слайд 4
Композиция сочинения:
Вступление + основная часть (доказательство: 2-3 аргумента)
+ заключение.
Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина
раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Формула: «вступление + заключение
= одна треть всего текста»!
Слайд 5
Требование № 1.
Рекомендуемое количество слов – 350.
Время написания
– 3 часа 55 минут.
Выставляется
«незачёт»
за невыполнение
требования
№ 1 и «незачёт»
за работу в целом.
Слайд 6
Требование № 2.
Оригинальность сочинения!
Не допускается списывание сочинения (фрагментов
сочинения).
Допускается цитирование с
обязательной ссылкой на источник (ссылка в
свободной форме).
Выставляется «незачёт» за невыполнение требования №2 и «незачёт» за работу в целом.
Слайд 7
Вступление может быть:
историческим;
биографическим;
аналитическим;
цитатным;
вопросительным;
личностным;
лирическим.
Слайд 8
Вступление может быть:
Историческим: непосредственно связанное с характеристикой соответствующей
эпохи, анализом ее социально-экономических, политических, нравственных и культурных сторон.
То есть для написания такого вступления необходимо обладать твердыми знаниями в области истории, чтобы не допустить ошибок в изложении фактического материала.
Слайд 9
Вступление историческое:
Великая Отечественная война – особое
историческое событие для нашей страны. С июня 1941года по
май 1945 года шла героическая борьба советского народа с немецкими захватчиками, пытавшимися стать полновластными хозяевами чужой территории...
Слайд 10
Вступление может быть:
биографическим: обращение к фактам из биографии
поэта или писателя, помогающим раскрыть его взгляды и убеждения.
Оттолкнувшись от определенных биографических сведений, можно написать правильное вступление.
Слайд 11
Вступление биографическое:
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя
Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя.
Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».
Слайд 12
Вступление может быть:
аналитическим: включает анализ центрального понятия, ключевого
слова, входящего в формулировку темы. Чтобы не ошибиться в
выборе ключевого понятия, необходимо внимательно прочитать формулировку темы.
Слайд 13
Вступление аналитическое:
Так распорядилась природа, что
из всех земных существ именно человеку дано иметь разум
и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь: решает, как поступить в конкретной ситуации, какому делу посвятить себя, к какой цели стремиться. Чем же руководствоваться при выборе: чувствами или разумом?
Слайд 14
Вступление может быть:
цитатным: содержит цитату, которая имеет прямое
отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для
дальнейшего развёртывания мысли.
Слайд 15
Вступление цитатное:
«Величайшая победа – это победа над
самим
собой», – сказал кто-то из древних мудрецов.
Задумаемся над этой
фразой. О какой победе идёт речь? С кем или с чем каждому из нас предстоит бороться всю жизнь?..
Слайд 16
Вступление может быть:
вопросительным: Вступление-вопрос содержит несколько вопросительных предложений,
помогающих зафиксировать внимание на ключевых понятиях текста, ввести в
курс темы и заинтересовать того, кто читает сочинение. Умение задавать уместные вопросы – это целое искусство, овладев которым, можно написать яркое вступление.
Слайд 17
Вступление вопросительное:
Что такое
честь? Почему она так ценилась во все времена? О
ней говорит народная мудрость: «Береги честь смолоду». Ее воспевают поэты, над ней размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, теряли смысл жизни.
Слайд 18
Вступление может быть:
лирическим: эмоциональное восприятие, содержит описание мыслей
и чувств, возникших после прочтения произведения, выбранного для раскрытия
темы сочинения.
Слайд 19
Вступление лирическое:
Как
мы все хотим настоящей любви! Мы ее ждем, вожделеем,
наслаждаемся ею или страдаем от нее. Мы хотим быть любимыми и хотим любить! Любовь – смысл жизни! Любовь – сила! Любовь – чувство, свойственное только человеку!
Слайд 20
Вступление может быть:
личностным: высказывание собственного мнения, собственной позиции.
Содержит описание мыслей, связанных с темой сочинения, чувств, возникших
у читателя, живущего интересами своего времени.
Слайд 21
Вступление личностное:
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема,
которую
она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но
и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…
Слайд 22
Помните самое главное:
любое вступление должно быть ярким,
чтобы подготовить читателя (учителя, эксперта) к восприятию написанного сочинения.
Слайд 23
Заключение может быть в виде:
обобщения сказанного;
риторического
вопроса;
призыва к читателю;
цитаты.
Слайд 24
Обобщение сказанного:
Итак, как подсказывает нам история и
художественная
литература, разум, не
направляемый мудростью сердца, может привести человечество к
большим бедам. В то же время, поддавшись чувствам, не контролируемым разумом, человек часто совершает роковые ошибки. Выход один: необходимо искать точку соединения ума и
чувства, знания и нравственности, рассудка и
совести. Только в поиске этой гармонии и
заключается путь к истине.
Слайд 25
Риторический вопрос:
Итак, настоящие друзья действительно
познаются в беде.
Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать,
помочь.
Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?
Слайд 26
Призыв к читателю:
Итак, мудрый человек не почивает
на лаврах после победы, но и не опускает руки
после поражения. Давайте же идти вперёд, к
поставленной цели, и пусть ни тщеславие, ни
уныние не сбивают нас с верного пути.
Слайд 27
Цитата:
«Настоящий друг с тобой, когда ты не
прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой», -
сказал однажды Марк Твен. Действительно, наши друзья могут ошибаться, заблуждаться, и нужно проявить особую мудрость, чтобы не оставить их в этот сложный момент. Именно так поступали Дмитрий Разумихин, Андрей Штольц и другие литературные герои, верные высоким идеалам дружбы.