Слайд 2
Эпитет – образное определение
предмета или явления,
выраженное
преимущественное
прилагательным.
Осень золотая в гости к нам
пришла.
Слайд 3
Метафора – вид тропа, образованного по
принципу сходства,
средство
иносказательной выразительности,
скрытое сравнение, при котором один из
сравниваемых предметов не назван, но
подразумевается.
И эти дети гор были необычайно
наивны.
Слайд 4
Метонимия – разновидность
метафоры, в которой существует
объединение
по обобществленному
или количественному признаку.
Все флаги в гости будут
к нам.
Слайд 5
Синекдоха – разновидность
метонимия, определяющаяся по
количественному признаку.
Прочитал
всего Пушкина.
Город спит.
Слайд 6
Олицетворение – троп,
направленный на передачу
свойств одушевленного предмета
предметам
неодушевленным.
Ветер по морю гуляет.
Белая береза под моим окном
принакрылась
снегом…
Слайд 7
Сравнение – изобразительная
конструкция, построенная на
смежности качеств
и соединенная
при помощи сравнительных союзов
КАК, СЛОВНО, КАК БУДТО,
ПОДОБНО и т.п.
Море бушевало подобно кипящему
котлу.
Слайд 8
ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в
замене названия предмета
или
явления описанием их
существенных признаков или
указанием на
их характерные
черты.
Мы часто говорим: «Автор
«Героя нашего времени» (вместо
М.Ю. Лермонтов)
Слайд 9
Гипербола – образное выражение,
содержащее непомерное
преувеличение размера,
силы,
значения.
Слайд 10
Литота – выражение, содержащее,
в противоположность гиперболе,
непомерное
преуменьшение размера,
силы, значения какого – либо
явления:
Ниже
тоненькой былиночки надо
голову клонить.
Слайд 11
АНТИТЕЗА – это оборот, в котором
для усиления
выразительности речи
резко противопоставляются
противоположные понятия:
Ученье – свет,
а неученье – тьма.
Слайд 12
ОКСЮМОРОН – стилистическая
фигура, состоящая в соединении
двух
понятий, противоречащих друг
другу, логически исключающих одно
другое:
горькая
радость, звонкая тишина,
красноречивое молчание.
Слайд 13
Контекстные синонимы – слова,
выполняющие функции синонимов
только
в конкретном контекстуальном
отрывке.
Только кочки и буераки указывали
направление тропы.
Да и то эта
тоненькая ниточка не уводила далеко.
Слайд 14
Контекстные антонимы – слова,
выполняющие функции антонимов
только
в конкретном
контекстуальном отрывке.
Странный он был человек: при
большом
начальстве звонким
соловьем трели разводил, при
подчиненных же диким медведем
рыкал.
Слайд 15
АНАФОРА – единоначалие, повтор
слова или группы слов
в начале
некоторых стихов, строф или фраз.
Жара встала
стеной. Жара душила его
своими горячими руками. Жара
сводила с ума…
Слайд 16
Эпифора – единое завершение, повтор
слова или группы
слов в конце
некоторых стихов, строф или фраз.
Слайд 17
АНАДИПЛОСИС (ПОДХВАТ) – повтор
последнего слова(группы слов)
предыдущего предложения
в начале
следующего.
Тогда он тихонько запел песню.
Песню, которой
его научила мать.
Слайд 18
ИНВЕРСИЯ является одним из
важнейших средств
интонационно-синтаксического
выделения
слов или их сочетаний.
Она состоит в постановке
выделяемых
слов на синтаксически
необычное для них место.
Шли таким образом мы уже дней пять.
Лес за нами темный, мрачный.
Слайд 19
ГРАДАЦИЯ – всякая цепь элементов
высказывания с постепенным
нарастанием значимости
( ни позвать, ни крикнуть,
ни помочь)
или убыванием
Все грани чувств, все грани правды
в мирах, в годах, в часах.
Слайд 20
Парцеляция – сознательное
нарушение границ предложений,
направленное на сознательно
эмоциональное выделение темы,
часто бывает выражена неполными
предложениями..
Ночь. Улица.
Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и жуткий свет.
Слайд 21
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ –
одинаковое синтаксическое
построение соседних предложений
или отрезков речи.
По небу плывут тощие тучи.
Над
рекой висят серые клочья
тумана.
В душе затаилась угрюмая боль.
Слайд 22
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – это
стилистическая фигура, состоящая
в
том, что вопрос ставится не с
целью получить на
него ответ, а
чтобы привлечь внимание читателя
к тому или иному явлению.
Слайд 23
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – это
стилистическая фигура, состоящая
в
подчеркнутом обращении к
кому-нибудь или чему-нибудь для
усиления выразительности
речи.
Оно служит не столько для
названия адресата речи, сколько
для того, чтобы выразить
отношение к тому или иному
объекту, дать его характеристику.