Слайд 2
Развитие связной речи через составление рассказов по картинам
и серии сюжетных картинок является очень актуальным, интересным и
в то же время сложным видом речевой деятельности для дошкольников.
Слайд 3
На таких занятиях решается целый ряд задач:
Воспитывается у
детей интерес к составлению рассказов по картинам, учатся правильно
понимать их содержание;
Формируется умение связно, последовательно описывать изображенное;
Активизируется и расширяется словарный запас;
Учатся грамматически правильно строить предложения.
Слайд 4
Методика проведения обучения рассказыванию по картине
Эмоциональное начало.
2. Краткая
вступительная беседа, устанавливающая связь НОД с предшествующими наблюдениями, играми,
другой деятельностью. Подготавливает детей к восприятию картины.
Подготовительная работа по обучению рассказыванию.
4. Основная работа: составление рассказов. Есть два основных вида рассказывания: репродуктивный (воссоздающий, использующий опору) вид рассказывания и творческий вид рассказывания.
5. Итог.
Слайд 5
Методы на этапе подготовительной работы по
обучению
рассказыванию:
Наглядный метод: Рассматривание.
Цели: привлечь внимание детей к картине; способствовать развитию зрительного восприятия.
Рассматривание картины, т.е. сенсорное обследования, включает: восприятие объекта картины в целом; вычленение его характерных особенностей; определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.); вычленение более мелких частей или деталей предмета картины и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета картины
Слайд 6
2. Словесный метод: Беседа по картине.
Цели: помочь
ребенку проанализировать сюжет картины; активизировать знания детей об окружающем.
Чтобы продуктивно построить беседу, нужно включить в нее разные виды вопросов.
3. Словесный метод: Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине.
Цели: обогатить речь детей литературными речевыми образцами; пополнить знания детей о предметах и явлениях, изображенных на картине.
Эффективность этого вида работы возрастает в том случае, если педагог соотносит речевые литературные образцы с картиной.
4. Практический метод: игровые упражнения.
Слайд 7
Этапы работы над картиной:
Этап 1. Определение объектов на
картине.
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
Этап 3.
Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
Этап 4. Описание местонахождения объектов на картине.
Этап 5. Преобразование объектов во времени.
Этап 6. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.
Этап 7. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.
Этап 8. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
Этап 9. Смысловая характеристика картины.
Слайд 8
Этап 1
«Определение объектов на картине»
Цель: Обучить
мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление,
моделирование, группировка)
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины :
1. Перечисление объектов на картине (в том числе и частей).
2. Моделирование объектов.
3. Группировка по заданному признаку.
4. Обобщение перечисленных объектов.
Слайд 9
2 этап
«Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Цель:
упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Алгоритм
мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине
1. Выделение двух объектов на картине.
2. Обоснование связей между ними.
3. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины.
Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление...); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...); родственных связей (брат — сестра, мама — дети...).
.
Слайд 10
3 этап
«Описание на основе возможного восприятия объектов
картины разными органами чувств»
Цель:
обобщить знания о признаках объектов,
которые могут воспринимать определенные органы чувств;
учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
Алгоритм мыслительных действий
«Вхождение в картину».
Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине.
Речевая зарисовка ощущений.
В работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников-помощников:
«Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».
Слайд 11
4 этап
«Описание местонахождения объектов на картине»
Цель:
Упражнять детей
пространственной ориентировке на картине;
Активизировать в речи слова, обозначающие
пространственные
ориентировки;
Формировать умение переносить ориентировки двухмерного
пространства в трехмерное.
Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине
Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.
Слайд 12
5 этап
«Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени»
-
Выбрать объект, определить его настоящее, схематизи-
ровать.
- Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификаци-
онной группы.
- Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем)
объекта.
- Назвать рассказ.
Слайд 13
6 этап
«Составление рассказов от лица разных объектов»
Цель:
обобщить
знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и
причинах их изменений;
уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;
упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять, связный творческий рассказ от первого лица.
Алгоритм мыслительных действий
Выбрать объект (героя) на картине.
Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
Войти в образ героя.
Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.
Слайд 14
Основной этап работы
по картине –
составление рассказов
Есть два основных вида рассказывания:
-Репродуктивный
(воссоздающий, использующий опору)
-Творческий
Слайд 15
Правила для смелых
и упорных педагогов:
1. Если вы испытываете затруднения в работе
по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности не иногда и не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
2. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только еще одним вопросом, или двумя, или десятью... Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
3. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Это не имеет смысла.
4. После проведения НОД просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задали детям, и замените их одним, более точным.
5. Если рассказ не получился или получился с трудом - улыбнитесь, потому что успех впереди!