Слайд 2
Чему будем учиться:
вглядываться в предмет, сравнивать предметы друг
с другом; замечать подробности: величину, форму, цвет, освещенность.
Не
просто перечислять все подряд признаки, а обращать внимание на главное, то есть учиться осмысленному отбору и деталей, и слов, направленному на то, чтобы передать свою мысль, свое отношение к предмету.
Слайд 3
Какие типы речи вам известны?
Какие виды описания
вы знаете?
Слайд 4
Знаете ли вы, чей это портрет?
Тамара Шамильевна Крюкова
-
Автор 43 книг для детей и юношества. Среди
них сборники стихов, фантастика и приключения для подростков, молодежные романы.
Работала переводчиком в Египте, преподавателем английского языка в одном из столичных вузов. По произведениям Тамары Крюковой сняты два художественных фильма: и кинокомедия "Потапов, к доске!» и фильм "Костя-Ника. Время лета», который завоевал многочисленные награды.
Слайд 6
Где живут её герои? В реальных и вымышленных
городах.
"ЧЕРНЫЙ АЛЬБАТРОС"
Герои нового приключенческого романа Тамары Крюковой "Черный
альбатрос" попадают по воле бога времени Хроноса в таинственный мир Безвременья, где им суждено пройти нелегкий путь, прежде чем удастся понять, кто есть друг, а кто враг.
Слайд 7
"Чародейка с задней парты»
Вася - горе-изобретатель, Июлька
- горе-чародейка. Он живет в обычном городе. Она -
в волшебном Сдвинутом мире. От его изобретений школа катается со смеху. От ее чародейства жители Сдвинутого мира не знают, то ли плакать, то ли смеяться.
Слайд 8
«Гений поневоле»
Герой этой повести живёт в Виртуальной Реальности.
Вместе с ним мы посетим виртуальный город.
Слайд 9
Тамара Крюкова «Гений поневоле»
Артем очутился на улице и
оробел. Он впервые понял, что значит выражение каменные джунгли.
Высоченные дома зубьями поднимались в небо, соревнуясь друг с другом в мощи и величии. Они будто стремились задавить город. Эти монстры, воздвигнутые людьми, хотели показать своим создателям, что те всего лишь маленькие и ничтожные существа. Солнце не могло проникнуть на улицы. Похожие на колодцы, они были сумрачными и тусклыми. На них ничего не росло, и искусственные деревья в кадках, были жалким подобием растений. Люди давно забыли ощущение живого тепла. Лишь наверху солнечные лучи играли в намытых до блеска стеклах огромных окон. И от этого небоскребы казались нагромождением сланцевых кристаллов.
1. Каким мальчик увидел город в Виртуальной Реальности? Какое определение ему дал?
Найдите словосочетание, в котором дана эта обобщающая оценка увиденного.
2. К какому типу речи мы можем отнести этот текст?
3. Как строится описание места? Что является «Данным», а что «Новым»?
4.Какие вопросы мы зададим к «Д» и «Н»?
5. Составьте цепочку: «Д» – «Н».
Слайд 10
Описание места, его композиция
Артем очутился на улице и
оробел. Он впервые понял, что значит выражение каменные джунгли.
Высоченные дома зубьями поднимались в небо, соревнуясь друг с другом в мощи и величии. Они будто стремились задавить город. Эти монстры, воздвигнутые людьми, хотели показать своим создателям, что те всего лишь маленькие и ничтожные существа. Солнце не могло проникнуть на улицы. Похожие на колодцы, они были сумрачными и тусклыми. На них ничего не росло, и искусственные деревья в кадках, были жалким подобием растений. Люди давно забыли ощущение живого тепла. Лишь наверху солнечные лучи играли в намытых до блеска стеклах огромных окон. И от этого небоскребы казались нагромождением сланцевых кристаллов.
«Данное» (где? В «каменных джунглях») – место
«Новое» (что? Дома, улицы, деревья, окна, небоскрёбы) – предмет.
Слайд 11
Описание места
Все предложения строятся по схеме:
«Данное» (где?) –
место «Новое» (что?) – предмет.
Поскольку
все предложения строятся по одной схеме, в таком тексте легко допустить нежелательный повтор.
Чтобы избежать этого, нужно знать языковые средства для обозначения места (справа, слева, здесь, поблизости),
глаголы, указывающие на наличие предмета на месте (стоит, лежит, находится).
Удалось ли автору текста избежать ненужных повторов? Какие средства связи предложений в тексте использованы? Определите тип связи: цепная или параллельная?
Слайд 12
Глаголы, указывающие на наличие предмета на месте. Средства
и типы связи предложений в тексте
(1.Артем очутился на улице
и оробел). 2.Он впервые понял, что значит выражение каменные джунгли. 3.Высоченные дома зубьями поднимались в небо, соревнуясь друг с другом в мощи и величии. 4.Они будто стремились задавить город. 5.Эти монстры, воздвигнутые людьми, хотели показать своим создателям, что те всего лишь маленькие и ничтожные существа. 6.Солнце не могло проникнуть на улицы. 7.Похожие на колодцы, они были сумрачными и тусклыми. 8.На них ничего не росло, и искусственные деревья в кадках, были жалким подобием растений. 9.Люди давно забыли ощущение живого тепла. 10.Лишь наверху солнечные лучи играли в намытых до блеска стеклах огромных окон. 11.И от этого небоскребы казались нагромождением сланцевых кристаллов.
Средства связи: 1 и 2; 3 и 4; 7 и 8; 10 и 11 предложения связаны с помощью местоимений, которые являются и средствами связи и приёмом, позволяющим избежать повторы. Используется параллельная и цепная связь.
Слайд 13
Встречается ли в тексте описание предметов? Вспомните характерные
для него признаки. Обоснуйте свой ответ.
Построение текста типа описания
предмета
Д («данное») обозначает предмет и отвечает на вопрос
КТО? ЧТО?
Н («новое») обозначает признак и отвечает на вопрос
КАКОЙ?
- В таком тексте много прилагательных, сравнительных оборотов.
Высоченные дома зубьями поднимались в небо, соревнуясь друг с другом в мощи и величии. Они будто стремились задавить город. Эти монстры, воздвигнутые людьми, хотели показать своим создателям, что те всего лишь маленькие и ничтожные существа.
Какое средство художественной изобразительности и с какой целью использует здесь автор?
Олицетворение
Слайд 14
Найдите признаки описания предметов
Выпишите сравнения и
эпитеты.
6.Солнце не могло проникнуть на улицы. 7.Похожие на
колодцы, они были сумрачными и тусклыми. 8.На них ничего не росло, и искусственные деревья в кадках, были жалким подобием растений. 9.Люди давно забыли ощущение живого тепла. 10.Лишь наверху солнечные лучи играли в намытых до блеска стеклах огромных окон. 11.И от этого небоскребы казались нагромождением сланцевых кристаллов.
Вывод:
текст построен по смешанному типу, в котором сочетаются описание места (Где? - Что?) и описание предмета (Что?- Какой?)
Слайд 15
Проверим
6.Солнце не могло проникнуть на улицы (Д). 7.Похожие
на колодцы (Н), они были сумрачными и тусклыми. 8.На
них(Д) ничего не росло,(Н) и искусственные деревья в кадках, были жалким подобием растений(Н). 9.Люди давно забыли ощущение живого тепла. 10.Лишь наверху солнечные лучи играли в намытых до блеска стеклах огромных окон. 11.И от этого небоскребы казались нагромождением сланцевых кристаллов.
Чего лишены люди, живущие в виртуальном пространстве? О чём хочет предупредить нас автор – Тамара Крюкова - в рассказе «Гений поневоле»?
Слайд 17
Описание места в разных стилях речи
Описание может быть
использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика
предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях.
Слайд 18
Пример описания в художественном стиле.
Докажите, что в данном
тексте присутствуют основные признаки описания места
Деревня Маниловка немногих могла
заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).
Как строится описание места?
Что является «Данным», а что «Новым»?
Какие вопросы мы зададим к «Д» и «Н»?
Составьте цепочку: «Д» – «Н».
Определите тип связи предложений в тексте.
Слайд 19
Порядок слов в текстах типа описание места
Деревня Маниловка
немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой
на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).
Сначала называется место (где? «Д», здесь - деревня), а затем предметы (что? «Н», здесь – дом, гора, клумбы, пять-шесть берёз).
Слайд 20
Тамара Крюкова. «Ведьма».
Выпишите языковые средства для обозначения места
и глаголы, указывающие на наличие предмета на месте
Дорога
вилась среди горных уступов, покрытых пышной южной растительностью. Кое-где слоистые скалы высились почти отвесно и казались рукотворными, словно неведомый великан принялся возводить стены, но, так и не достроив, забросил своё занятие. То тут, то там на уступах гнездились нарядные белые и розовые кусты олеандра. Каждый поворот таил в себе новые открытия, но особенно захватывало дух, когда автобус вдруг выныривал к морю и перед глазами открывалась бескрайняя синь. Небо и водная гладь сливались в единую голубую даль, и лишь размытая акварельная линия горизонта отмечала границу между двумя стихиями, — воздухом и водой.
Слайд 21
Проверим
языковые средства для обозначения места
глаголы, указывающие на наличие
предмета на месте
среди уступов
Кое-где
То тут, то там
перед глазами
между
(Дорога) вилась
(скалы)
высились
гнездились кусты
автобус выныривал
открывалась синь
Небо и водная гладь сливались
линия отмечала
Слайд 22
Крюкова Тамара. «Костя+ника»
Костя давно облюбовал на чердаке угол,
где никто не запрещает читать до полуночи, не следит
за порядком и не указывает, куда что надо класть. Возле дивана примостилась прабабушкина этажерка, на которой были навалены книги, журналы комиксов, куча кассет, детали от разобранной радиотехники и видавший виды магнитофон. На полу стоял пакет из-под сока, куда сваливались огрызки и фантики, но все это не вносило диссонанса в общее убранство чердака и удачно вписывалось в царящую здесь атмосферу бесшабашности.
1.Почему Костя «облюбовал на чердаке угол»?
2.Какие предметы, находящиеся на чердаке, создавали «атмосферу бесшабашности»?
Как вы понимаете смысл этого выражения?
3. Что описывается в тексте: предметы или место ? Может быть, сочетаются обе модели? Обоснуйте свой ответ.
4.Объясните значение слова диссонанс.
Слайд 23
Проверим
Костя давно облюбовал на чердаке угол, где никто
не запрещает читать до полуночи, не следит за порядком
и не указывает, куда что надо класть. Возле дивана примостилась прабабушкина этажерка, на которой были навалены книги, журналы комиксов, куча кассет, детали от разобранной радиотехники и видавший виды магнитофон. На полу стоял пакет из-под сока, куда сваливались огрызки и фантики, но все это не вносило диссонанса в общее убранство чердака и удачно вписывалось в царящую здесь атмосферу бесшабашности.
Сначала называется место (где? «Д» - угол на чердаке), а затем предметы (что? «Н» - диван, этажерка, пакет из-под сока).
Один из фрагментов текста построен по типу описания предмета (этажерка).
Текст построен по смешанному типу, в котором сочетаются описание места (Где? - Что?) и описание предмета (Что?- Какой?)
5. Выпишите языковые средства для обозначения места и глаголы, указывающие на наличие предмета на месте :
возле, на полу; примостилась (этажерка), навалены (книги…), стоял (пакет).