FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Бессоюзие. Асиндетон
Пропуск между словами и предложениями соединительных союзов.
Их отсутствие придает речи стремительность, выразительность, передает убыстренную интонацию.
Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон… (М. Лермонтов).
Многосоюзие. Полисиндетон Намеренное увеличение количества союзов в предложении, благодаря чему выделяются отдельные слова, замедляется интонация, усиливается выразительность речи.
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы…
(А. Пушкин).
Синтаксический параллелизм
одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи: Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшую связь,
Ухо пьет – невидимейшую молвь.
(М. Цветаева).
Градация (от лат. gradatio – «постепенное усиление») – такое расположение слов, словосочетаний, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего: Большинство носило усики, усы и даже усищи (А. Куприн).
Эпифора (разновидность повтора). (от греч. epiphora из epi – «после» и phoros – «несущий») повторение слов или выражений в конце соседних отрезков текста.
…делать то, чего
я хочу,
и только так, как
я хочу,
и только потому, что я хочу
(Н. Добролюбов).
Риторическое обращение. Обращение к неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу.
Русь, куда же несешься ты? дай ответ (Н. Гоголь).
Риторическое восклицание. Восклицательное предложение, выражающее экспрессию, эмоции автора.
Образующийся при нуле градусов лед легче воды и поэтому не тонет. Поистине сказочное свойство!
(В. Чивилихин).
Вопросно-ответная форма изложения.
Автор задает вопрос, а затем сам на него отвечает.
Что плохого в насмешливом взгляде?
А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз.
(В. Харченко).
Умолчание.
Оборот речи, состоящий в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догадывается о невысказанном.
У себя на ферме овца ненавидела стрижку. Но ведь там было совсем другое. Ее кормили, поили, стригли на дому и ничего за это не спрашивали. А здесь… Если бы у овцы были деньги, она обязательно зашла бы подстричься! (Ф. Кривин).
Парцелляция. (от лат. particula – «частица») – особое членение высказывания, при котором возникают неполные предложения, следующие за основным.
Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны.
И разные (Д. Гранин)
1. …выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет … пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных.
2. Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; ... если надо молчать — ты кричишь; когда следует говорить— ты молчишь.
Антитеза
- риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей …”) или в порядке убывания значений (“нисходящей …”).
Градация
Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…
… придает ритм речи
Анафора
…
…
…
Эпифора
…
…
…
с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми.
Синтаксический параллелизм
Риторический вопрос
…служит для эмоционального выделения смысловых центров текста,
Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом.
для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи
…иносказание, в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков;
прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.
Гротеск
Примеры: в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» медведь собирается разорять «типографии и университеты»; градоначальник с фаршированной головой.
… - пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации.
Флеров—все умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
Эллипсис
Во всех окнах - любопытные, на крышах – мальчишки.
Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги.