Слайд 2
Круглова И. А.
Структура сочинения-рассуждения ЕГЭ
Введение
Постановка проблемы
Комментарий
к проблеме
Позиция автора
Ваша позиция
Первый литературный аргумент
Второй аргумент
Заключение
Слайд 5
Круглова И. А.
Алгоритм выявления проблемы
Слайд 6
Круглова И. А.
Алгоритм выявления проблемы
Слайд 7
Круглова И. А.
Как сформулиро - вать проблему?
Слайд 8
Круглова И. А.
Как выбрать одну проблему из нескольких?
Слайд 9
Круглова И. А.
Типовые конструкции для формулирования проблемы
Слайд 10
Круглова И. А.
Типовые конструкции для формулирования проблемы
Слайд 14
Круглова И. А.
Используя алгоритм, определите проблему текста
История человечества
— это история его культуры, потому и покушения на
культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.
(По Н. Самвеляну)
Типичные ошибки учащихся и комментарий к ним
Слайд 22
Круглова И. А.
ВНИМАНИЕ! НЕ ЗАБУДЬТЕ!
ВНИМАНИЕ!
Предлог ПО перед фамилией
автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими
изменениями. Не следует писать, например: «в тексте по Д.Лихачёву поднимается проблема...» Лучше: «в тексте Д.Лихачёва поднимается проблема...» или «Д.Лихачёв поднимает проблему...»
НЕ ЗАБУДЬТЕ!
Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.
Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.
Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель —журналист — публицист — фамилия автора.
Слайд 23
Круглова И. А.
Определите, к какому типу относятся указанные
проблемы. Установите соответствие.
1. В чём опасность политики национализма?
2.
Можно ли избежать социальной несправедливости?
3. В чём смысл человеческой жизни?
4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?
5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?
А. Философская
Б. Политическая
В. Экологическая
Г. Нравственная
Д. Социальная
Слайд 24
Круглова И. А.
Прочитайте текст.
Выберите правильную формулировку проблемы.
Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д. Гранин)
1) Что такое гармония?
2) Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?
3) Каковы границы познания окружающего мира?
4) Каковы перспективы технического прогресса?
Слайд 25
Круглова И. А.
Прочитайте текст.
Укажите проблему, которая не рассматривается автором.
У нас есть своё место — и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только — не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому — с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, — но только любить... Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём — со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени...
(По Ю. Полякову)
1) Проблема отношения человека к своей Родине.
2) Проблема исторической памяти.
3) Проблема взаимоотношений между государствами.
4) Проблема патриотизма.
Слайд 26
Круглова И. А.
Прочитайте текст. Укажите проблему, которая
не рассматривается автором.
Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков
и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или университета, умылись, переоделись, пообедали — и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если подошла очередь, проверить уроки у сестрёнки, отвести её в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о её самочувствии, ответить на письмо. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми её проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодёжь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики... (По В. Харченко)
1) Проблема дружбы.
2) Проблема отношения к дому, к домашним делам.
3) Проблема отношений между членами семьи.
4) Проблемы взаимоотношений между поколениями.
Слайд 27
Круглова И. А.
Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.
ДВА
БОГАЧА
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных
своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.
— Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут, — не на что будет соли добыть, похлёбку посолить...
— А мы её... и не солёную, — ответил мужик, её муж. Далеко Ротшильду до этого мужика!
(Л. Толстой)
Слайд 28
Круглова И. А.
Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.
Разница
между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами.
Но есть один практический критерий — человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чем они говорят... Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю — я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу — «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют... А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?..
(Ю. Лотман)
Слайд 29
Круглова И. А.
Прочитайте текст. Самостоятельно сформулируйте проблему текста.
В
тот мой приезд, несмотря на конец апреля, стоял несусветный
холод, и я, задвинув до отказа молнию на куртке, повернул в сторону Большого Ломовиса — малой речки моего детства. Не самое удачное время для прогулки, но поворачивать на пыльные улицы села не хотелось. Уже лучше бережком пройтись, по тропинкам юности. Я не узнавал знакомых мест. Берега реки были сплошь завалены хламом. Жители окрестных домов так постарались, что смердящие останки, исхлёстанные водой, вызывали тошноту.
Что делаем, земляки?! Вода этой речки поила наших дедов и прадедов. Когда-то я и сам, голопузый, плескался в её родниковых струях. А теперь поверни голову — лишь гниющая тина да чёрная вода в обрывистых берегах. И дальше скользит взгляд: от школьного стадиона, когда-то веющего духом силы и состязательности, осталась груда искорёженного железа в лопухах.
Родина малая. Речка малая.
Малые горки и малый лесок...
Нету на свете землицы роднее
Этой вот самой, зажатой в горсти. (По А. Макарову)