Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Речевое творчество старших дошкольников, словотворчество, речевое развитие методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Содержание

Актуальность проблемыФормирование словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при работе со сказкой в широком понимании входит в проблему становления общих художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста, что является очень актуальным. Огромную роль в становлении
Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета в работе с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность проблемыФормирование словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при работе со Диагностический этапИсходя из того, что процесс формирования словесного творчества - целенаправленная систематическая Критерии и показатели словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста Диагностические методикиМетодика № 1.Автор Ушакова О.С.Цель: выявить гибкость и вариативность словесного творчества Диагностические методикиМетодика № 2.Автор Ушакова О.С.Цель: выявить новизну и оригинальность продукта речевой Диагностические методикиМетодика № 3Автор Ушакова О.С.Цель: выявить гибкость и вариативность продукта речевой Диагностические методикиМетодика № 4Автор Ушакова О.С.Цель: выявить гибкость словесного творчества детей.Условия проведения: План работы План работы План работы Слушание и чтениеФормы работы над сказкойПросмотр мультфильмовПересказ по вопросамПодсказка слова или фразыИспользование Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование приемов ТРИЗ ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ  Данный метод развивает фантазию, ломает привычные КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК  Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. СКАЗКА ОТ СМЕШНОГО СТИШКА  Смешные стишки, как правило, короткие, помогают детям СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ  Взрослые, используя этот метод, специально придумывают экстремальные СКАЗКИ О БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХДошкольники недостаточно знают о бытовой технике. Именно поэтому появилась СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС  Кляксография. Она заключается в том, ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ  Мы в который раз рассказываем детям БИН0М ФАНТАЗИИ  Мы предлагаем детям последовательно просмотреть картинки, игрушки. В данном СЕРИАЛ В СКАЗКЕ  Жизнь убедительно доказала нашу стойкую любовь к сериалам. ИМЯ И СКАЗКА  Часто детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно СКАЗКИ ПРО САМОЮ СЕБЯ  Этот метод полезен с различных сторон. Во-первых, Схема работы со сказкойНравственный урок. Ребёнок понимает, что в сказке или герое хорошо,
Слайды презентации

Слайд 2 Актуальность проблемы
Формирование словесного творчества у детей старшего дошкольного

Актуальность проблемыФормирование словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при работе

возраста при работе со сказкой в широком понимании входит

в проблему становления общих художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста, что является очень актуальным. Огромную роль в становлении детского словесного творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества.
Под словесным творчеством «подразумевается деятельность детей возникшая под влиянием произведений художественной литературы и впечатлений от окружающей жизни выражающаяся в создании устных сочинений – рассказов, сказок» Ушакова О.С.

Слайд 3 Диагностический этап
Исходя из того, что процесс формирования словесного

Диагностический этапИсходя из того, что процесс формирования словесного творчества - целенаправленная

творчества - целенаправленная систематическая деятельность, возникающая под влиянием искусства

и впечатлений окружающий жизни, и выражается в создании устных сочинений (рассказов, сказок, стихов). Продукт речевой деятельности детей представляет собой законченное во времени повествование определенного содержания, обладающее новизной, оригинальностью, гибкостью и вариативностью сюжетной линии, с большим или меньшим количеством лиц-персонажей, со своими речевыми средствами.


Слайд 4 Критерии и показатели словесного творчества у детей старшего

Критерии и показатели словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста

дошкольного возраста


Слайд 5 Диагностические методики
Методика № 1.
Автор Ушакова О.С.
Цель: выявить гибкость

Диагностические методикиМетодика № 1.Автор Ушакова О.С.Цель: выявить гибкость и вариативность словесного

и вариативность словесного творчества детей.
Условия проведения: индивидуально с

каждым ребенком в свободное время.
Методика проведения: педагог давал ребенку задания изменения слов, придумывание эпитетов, сравнений, антонимов и рифмы. Количественные показатели заносились в сводную таблицу.
1.Словоизменение.
Ребенку предлагалось изменить слово «сестра».
2.Придумывание эпитетов.
Воспитатель предлагает ребенку к слову «осень» подобрать как можно больше определений.
3.Придумывание сравнений. Выполнение этого задания показывало, насколько у ребенка развиты ассоциативные связи. После прочтения сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева», ребенка спрашивали: «С чем можно сравнить сердце снежной королевы, а с чем Герды?».
4.Подбор антонимов.
Воспитатель предлагал подобрать слова противоположные по смыслу словам «грустный» и «чистый».
5. Подбор рифмы к слову.
Ребенку предлагалось подобрать рифмы к словам «тучка», «банка».


Слайд 6 Диагностические методики
Методика № 2.
Автор Ушакова О.С.
Цель: выявить новизну

Диагностические методикиМетодика № 2.Автор Ушакова О.С.Цель: выявить новизну и оригинальность продукта

и оригинальность продукта речевой деятельности детей.
Условия проведения: индивидуально

с каждым ребенком в свободное время.
Методика проведения: педагог спрашивал у ребенка, пробовал ли он сочинить рассказ, сказку или стихотворение и предлагал воспроизвести придуманное.
Задание оценивалось по следующим показателям:
- специфика жанра
- содержание, композиция, грамматическая правильность речи;
- выразительность языка;


Слайд 7 Диагностические методики
Методика № 3
Автор Ушакова О.С.
Цель: выявить гибкость

Диагностические методикиМетодика № 3Автор Ушакова О.С.Цель: выявить гибкость и вариативность продукта

и вариативность продукта речевой деятельности детей.
Условия проведения: индивидуально с

каждым ребенком в свободное время.
Методика проведения: педагог загадывал ребенку 3 загадки и просил объяснить метафоры и выделить сравнения. Количественные показатели заносились в свободную таблицу.
За деревьями, за кустами промелькнуло рыжее пламя.
Промелькнуло, пробежало, нет ни дыма, ни пожара».
С дерева упали-
Костром пестрым стали
« Круглое, румяное,
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки»


Слайд 8 Диагностические методики
Методика № 4
Автор Ушакова О.С.
Цель: выявить гибкость

Диагностические методикиМетодика № 4Автор Ушакова О.С.Цель: выявить гибкость словесного творчества детей.Условия

словесного творчества детей.
Условия проведения: индивидуально с каждым ребёнком в

свободное время.
Методика проведения: педагог спрашивал у ребёнка, что обозначают эти выражения
«Как в воду опущенный»
«Дать слово»
«Заячья губа»
«Надуть губы»
«В поте лица»
«Прибавить ходу»


Слайд 9 План работы

План работы

Слайд 10 План работы

План работы

Слайд 11 План работы

План работы

Слайд 12 Слушание и чтение
Формы работы над сказкой
Просмотр мультфильмов
Пересказ по

Слушание и чтениеФормы работы над сказкойПросмотр мультфильмовПересказ по вопросамПодсказка слова или

вопросам
Подсказка слова или фразы
Использование приемов мнемотехники
Использование приемов ТРИЗ
Игры -драматизации
Придумывание

нового названия сказки

Совместный пересказ


Слайд 13 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

информация.


Слайд 14 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

информация.


Слайд 15 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

информация.


Слайд 16 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

информация.


Слайд 17 Использование приемов ТРИЗ

Использование приемов ТРИЗ

Слайд 18 ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
Данный метод развивает

ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ Данный метод развивает фантазию, ломает привычные

фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при

которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).


Слайд 19 КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК
Если сказки знакомы, можно обойтись

КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций.

и без иллюстраций. Мы предлагаем детям придумать сюжет новой

сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.
 У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?
Приведем еще один возможный пример коллажа сказок:
Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается творческая совместная работа ребят и воспитателя.
А следующая картинка необычная. Только хвосты разных животных помогут придумать новый, смешанный вариант сказки.


Слайд 20 СКАЗКА ОТ СМЕШНОГО СТИШКА
Смешные стишки, как правило,

СКАЗКА ОТ СМЕШНОГО СТИШКА Смешные стишки, как правило, короткие, помогают детям

короткие, помогают детям сочинять невероятные сказки. Во-первых, они помогают

развить в детях чувство юмора, а во-вторых, текст стишка служит ребенку отправной точкой для сочинительства. Мы с улыбкой читаем стишок и предлагаем завязку сказки. Например, вот как продолжают переходить от таких стишков к сказкам воспитатели детского сада «Декарт» Токарь Л. И., Дубрава О. Г.
Стишок.
Шар воздушный, шаловливый, Непослушный и строптивый Вместе с ветром убежал. А куда - нам не сказал.
Начало сказки:
Полетел наш шар спросонок, Где Нуф-Нуф жил, поросенок. Заглянул он к Колобку, Разрумяному бочку. Не забыл он побывать И у деда с бабой, Ну а там потолковать С Курочкою Рябой.


Слайд 21 СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ
Взрослые, используя этот метод,

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ Взрослые, используя этот метод, специально придумывают экстремальные

специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений.

Несомненно то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.
Экстремальная ситуация:
«Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…»
Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.
У спасателей есть:
блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать: «Ой, тону-у-у». Тогда…
Задание: Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в этом вам поможет картинка.


Слайд 22 СКАЗКИ О БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХ
Дошкольники недостаточно знают о бытовой

СКАЗКИ О БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТАХДошкольники недостаточно знают о бытовой технике. Именно поэтому

технике. Именно поэтому появилась мысль соединить начало рассказов о

технике и автоматах со сказочным продолжением. Вот это мы и предлагаем сделать:
Реальное начало (И. Мельников) Солнечные часы
Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Это вы знаете: вставало солнышко - нам вставать пора. И так до вечера. И вдруг человек обратил внимание на тень: она также движется за солнцем. Смотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась 1 часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Почему?
Сказочное продолжение Один мальчик опаздывал в школу, но все часы вдруг остановились. Он вспомнил про солнышко и.


Слайд 23 СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС
Кляксография. Она

СКАЗКИ ОТ «ЖИВЫХ» КАПЕЛЬ И КЛЯКС Кляксография. Она заключается в том,

заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные

и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску или чернила и быстро наклоните ее в разные стороны - тотчас же появится какой-то образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель помогают сочинять сказки. Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?


Слайд 24 ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ
Мы в который

ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ Мы в который раз рассказываем детям

раз рассказываем детям знакомую сказку и доверительно договариваемся что-то

в ней изменить.
Вначале мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. К примеру, мы говорим:
«Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. И по этому, чему-то другому, принц также нашел ее». Что же потеряла Золушка, и как ее нашел принц? Путем рассуждений, путем проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки (бант). Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.
Ниже предлагаем еще ряд новых ситуаций к известным сказкам:
ГУСИ-ЛЕБЕДИ На пути девочки встречается серый волк…
ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ Волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения…
СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ Рыбка захотела сама встретиться со старухой…
А ваши возможные варианты в этом плане?


Слайд 25 БИН0М ФАНТАЗИИ
Мы предлагаем детям последовательно просмотреть картинки,

БИН0М ФАНТАЗИИ Мы предлагаем детям последовательно просмотреть картинки, игрушки. В данном

игрушки. В данном случае просим придерживаться правила: взять за

основу два объекта, которые трудно объединить в сказочном сюжете. Их соединение с помощью вашей фантазии в сказке и есть «Бином фантазии». Так, можно показать детям две картинки, где изображены кошка и сумка, и предложить сочинить сказку. Конечно же, легче сочинить сказку про собаку и кошку, собаку и мышку. Но мы специально создаем обстановку повышенной сложности. Именно напрягаясь, думая, изобретая, то есть находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, развиваются наши дети.
Предлагаем вам следующие пары предметов и явлений для соединения их методом «Бинома фантазии»:
Пары Слон и ручка
Начало Однажды слон решил написать письмо своему другу жирафу Гуньке. Но писать он не умел…
Пары Обезьяна и очки
Начало сказка Бабушка обезьянка решила связать носочки своей внучке, да забыла, где дела свои клубки. А волшебные клубочки тем временем…


Слайд 26 СЕРИАЛ В СКАЗКЕ
Жизнь убедительно доказала нашу стойкую

СЕРИАЛ В СКАЗКЕ Жизнь убедительно доказала нашу стойкую любовь к сериалам.

любовь к сериалам. Герои многосерийных мультипликаций и художественных фильмов

становятся как бы членами нашей семьи. Мы переживаем за них, болеем и страдаем вместе с ними. Поэтому возникла мысль брать за основу любимые сказки и составлять множество так называемых серий. Причем важно, чтобы этот метод использовался в семье циклично. Скажем, 1-3 недели мы составляем различные сказки о Золушке, затем о Колобке, Красной Шапочке.
К примеру:
Сказка «ЗОЛУШКА»:
1 серия - традиционная сказка;
2 серия - Золушка становится великаном;
3 серия - Золушка-невидимка;
4 серия - моя сказка о Золушке (твоя, папина… );
5 серия - сделаем книжку с рисунками о Золушке и т. д.


Слайд 27 ИМЯ И СКАЗКА
Часто детские психиатры, сталкиваясь с

ИМЯ И СКАЗКА Часто детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно

нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз:

«Дети не доиграли в детстве». Есть даже такое выражение - «игровая дистрофия». И вот в системе так называемой игротерапии мы предлагаем соединить имя ребенка и сказку. А чтобы легче было ребенку создавать сказку, введем следующее правило: «Назови свое имя (или имя любого человека) и на ту букву, с которой начинается это имя, быстро вспомни и громко Назови животное, а затем сочини сказку из этих двух слов». Например:
Марина и медведь: Жила-была на свете маленькая девочка Марина. Она очень любила и очень боялась медведей. И вот однажды ей приснился сон: к ней в гости пожаловал медвежонок…
Игорь и индюк: Однажды Игорь приехал в деревню к бабушке. Вышел он за ворота и видит: навстречу ему важно шествует какое-то очень грозное животное…


Слайд 28 СКАЗКИ ПРО САМОЮ СЕБЯ
Этот метод полезен с

СКАЗКИ ПРО САМОЮ СЕБЯ Этот метод полезен с различных сторон. Во-первых,

различных сторон. Во-первых, потому что дети любят слушать, что

же случалось или могло случиться с ними или их близкими: мамами, бабушками. Любят придумывать про самих себя или своих братьев, сестер. Во-вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности. В результате, закончив сочинять, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь. Для того чтобы еще больше заинтересовать, можно самого себя назвать сокращенно, то есть только по инициалам. К примеру, наша внучка сама сочинила бесчисленное множество сказок о себе, то есть о «К. Ф.» (Кате Фесюковой). Катина мама помогала ей при этом, вводя в сказки новые и новые точки соприкосновения -любимых персонажей -Люсю, Марусю и Тимошу.


Слайд 29 Схема работы со сказкой
Нравственный урок. Ребёнок понимает, что в

Схема работы со сказкойНравственный урок. Ребёнок понимает, что в сказке или герое

сказке или герое хорошо, а что плохо, и создаёт

новую ситуацию, где бы герой исправился.
Воспитание добрых чувств. Учим детей сравнивать, формируем привычку доказывать (например, «Докажи, что Алёнка лучше всех»), ставим ребёнка на место положительного или отрицательного героя, даём возможность глубоко сопереживать героям, упражняя детей в синхронном выражении чувств и телодвижений (например, «Как движениями похвалить петушка») – интеграция с театрализованной деятельностью.
Речевая зарядка. Учим ребёнка сочинять произведения жанров письменного общения (записка, телеграмма, короткое письмо), выбирая кому из героев, что отправить. Метод, поворачивающий сюжет сказки в новое русло, - метод введения частицы «не» (Не Красная Шапочка, а…). Для внесения новизны, создания элемента неожиданности используется приём «Из сказки убежали все глаголы…»).
Развитие мышления и воображения. Метод постановки проблемного вопроса (почему, зачем, всегда ли…?), метод шифров названий сказок, имён героев, слов.
Сказка и математика – интеграция. С помощью геометрических фигур моделировать героев сказки, преобразовывать сказку в задачку или считалку, формировать кинестетические способности (способность воспринимать время, чувствовать  вес…)(например, за какое время лиса пробежит 10 метров, сколько весит булава?)
Сказка и экология – интеграция.  Подводим детей к пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и всё находится в развитии (например, «А если бы не наступила весна?»).
Сказка развивает руки – интеграция. Театрализованная деятельность; рисование, лепка, аппликация нетрадиционными методами, изображение сказки схематично или методом пиктографии.


  • Имя файла: rechevoe-tvorchestvo-starshih-doshkolnikov-slovotvorchestvo-rechevoe-razvitie-metodicheskaya-razrabotka-po-razvitiyu-rechi-starshaya-podgotovitelnaya-gruppa.pptx
  • Количество просмотров: 65
  • Количество скачиваний: 0