Слайд 2
Предисловие
Одним из критериев оценивания экзаменационных
изложения и сочинения
является критерий
«Соблюдение речевых норм» (ГК4):
1. Речевых ошибок
нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла
2. Допущены 3 ошибки – 1 балл
3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
называют речевыми, и продемонстрирует основные
типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
экзаменационной работе.
Слайд 3
Какие ошибки называют речевыми?
Речевые ошибки - это ошибки,
допущенные
в употреблении слова.
Например: Они потеряли на войне двух
единственных сыновей.
Комментарий: Само по себе слово «единственный»
ошибки не содержит, оно лишь неудачно
употреблено, не «вписывается» в контекст, не
сочетается по смыслу со своим ближайшим
окружением.
Слайд 4
Употребление слова в несвойственном ему значении
Например: Мы
были шокированы прекрасной
игрой актёров.
Комментарий: В данном случае
неуместно слово
«шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
своим поведением, нарушением правил приличия,
общепринятых норм поведения. Это слово нужно
заменить словом «восхищены».
Слайд 5
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и
суффиксом
Например: Были приняты эффектные
меры.
Комментарий: В данном
контексте слово
«эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» -
значит «производящий эффект, впечатляющий».
Его следует заменить однокоренным
«эффективный» - значит «дающий эффект,
действенный».
Слайд 6
Неразличение синонимичных слов
Например: В конечном предложении
автор
применяет градацию.
Комментарий: В данном случае вместо
прилагательного «в
конечном» необходимо
употребить существительное «в конце».
Слайд 7
Употребление слов иной стилевой окраски
Например: Автор, обращаясь
к этой
проблеме, пытается направить людей
немного в другую
колею.
Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
звучать в данном контексте слово «русло».
Слайд 8
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Например: Астафьев
то и дело прибегает
к употреблению метафор и олицетворений.
Комментарий:
Эмоционально-окрашенное
выражение «то и дело» следует заменить
стилистически нейтральным синонимом
«неоднократно».
Слайд 9
Неоправданное употребление просторечных слов
Например: Таким людям всегда
удаётся
объегорить других.
Комментарий: В данном предложении
просторечное слово
«объегорить» следует
заменить стилистически нейтральным синонимом
«обмануть».
Слайд 10
Нарушение лексической сочетаемости
Например: Автор увеличивает впечатление.
Автор
использует художественные
особенности.
Комментарий: Слово «особенности» необходимо
заменить словом
«средства».
Слайд 11
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Например:
молодой юноша
очень прекрасный
бесплатный подарок
Комментарий: В этих словосочетаниях
выделенные слова являются лишними, т.к. они
дублируют лексическое значение невыделенных
слов.
Слайд 12
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
Например:
В этом рассказе
рассказывается о реальных событиях.
Комментарий: В данном
предложении
необоснованно повторяются однокоренные слова.
Одно из них следует заменить синонимичным:
вместо «рассказ» - «произведение» или вместо
«рассказывается» - «повествуется».
Слайд 13
Неоправданное повторение слова
Например: Герой рассказа не задумывается
над своим поступком. Герой даже не
понимает всей глубины
содеянного.
Комментарий: Во втором предложении
повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
личным местоимением «он».
Слайд 14
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Например: Когда писатель
пришёл в
редакцию, его принял главный редактор.
Когда они
поговорили, писатель отправился
в гостиницу.
Комментарий: В данном случае оба предложения
построены однотипно: они представляют собой
сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
речевую ошибку, придаточное во втором предложении
можно заменить существительным с предлогом
«после разговора».
Слайд 15
Неудачное употребление местоимений
Например: Данный текст написал В.Белов.
Он относится к художественному стилю.
Комментарий: Употребление личного
местоимения
«он» делает второе предложение
двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.