Слайд 2
Матрёна, такая Матрёна
Появилась матрешка в Московской мастерской Мамонтова
«Детское воспитание».
Его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого
старика мудреца Фукурума. Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки.
Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.
Слайд 3
Первая круглолицая матрёшка с петухом
Образ матрёшки подразумевал румяную
русскую деревенскую девушку в красивой вышитой сорочке, переднике и
сарафане. На голове у нее цветастый платок, а в руках — черный петух.
Решено мыло назвать эту куклу Матрешкой, а все потому, что в те времена имена Матрена и Матреша были одними из самых распространенных.
Первая матрешка состояла из восьми игрушек. Именно такой ее разработал С.В.Малютин. Выточил ее В.Звездочкин. За большой девочкой с петухом следовал маленький мальчик, а за ним снова девочка. Каждая фигурка отличалось чем-то от других.
А последняя изображала младенца.
Слайд 4
Первый в мире музей матрёшки
Музей основан в Москве
в Леонтьевском переулке в 2001 году
Музейная коллекция матрешек очень
обширна:
размер самой маленькой матрешки достигает всего нескольких миллиметров. А в самую большую матрешку помещается 50 фигурок
Экскурсоводы очень увлекательно рассказывают о жизни мастеров, тонкостях их работы, особенностях ручной росписи
Слайд 5
Разнообразие румяных девиц
Сергиевская или Загорская
Сергиевская
кукла это всегда круглолицая девушка в платочке, завязанном узлом,
узорчатой кофте, нарядном сарафане и переднике в цветочек. Ее роспись очень яркая, опирающаяся на 3-4 основных цвета – желтый, красный, синий и зеленый. Линии одежды и лица у нее обычно имеют черный контур. Она расписывается гуашью и покрывается лаком.
Слайд 6
Семеновская матрешка
Она очень яркая, ее основные цвета – желтый и
красный. Ее одежда – это одежда сельчанки, в отличие
от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрешек чаще всего раскрашены в горошек.
Слайд 7
Майданская матрешка
из Полховского Майдана Нижегородской области
Главный элемент полхов-майданской
куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько
полураскрытых бутонов. Роспись игрушки начинается с нанесения контура рисунка тушью. Затем изделие грунтуется крахмалом, потом расписывается. После росписи матрешку два или три раза покрывают прозрачным лаком. Матрешки отличаются многообразием форм: широкие, вытянутые, примитивные, «фигуристые».
Слайд 8
Вятская матрёна
Самая северная
кукла, которая стала хорошо известна в 60-е гг. Вятка
всегда славилась своими изделиями из лыка и бересты, в которых создавался тисненый орнамент. В этой местности не просто расписывали матрешку анилиновыми красками, а украшали ее ржаной соломкой. Этот прием оказался новым для оформления матрешек.
Слайд 9
Тверская матрёшка
В этом
регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического
или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. Их головные уборы и наряды бывают различны, что очень привлекает детей.
Слайд 10
Авторские матрешки
Появляются на свет
в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде,
Санкт-Петербурге, Твери. Дизайн таких кукол зависит от фантазии художника. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Так появляются матрешки-политики, матрешки с сюжетами из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку.