Слайд 2
Живопись – поэзия, которую видят,
а поэзия – живопись,
которую слышат.
Леонардо да Винчи
Слайд 3
Живопись—часть культуры народа, и в этом плане использование
в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником
получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них мышления и речи, причем духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенно актуально в наше время, когда происходит упрощение
родной речи.
Слайд 4
Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на
эмоции детей, служит основой для осмысленного, связного высказывания школьников.
Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.
Слайд 5
Эффективность воздействия живописи состоит в возбуждении сопереживания, вызываемого
у зрителей. Эмоциональные факторы приобретают большое значение в процессе
усвоения разных аспектов изучаемого языка. Уроки с использованием репродукций живописи заинтересовывают учащихся, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения.
Слайд 6
Ещё в середине XIX века основоположником отечественной методики
преподавания русского языка Ф.И. Буслаевым была высказана мысль о
соединении в учебном процессе изучения языка с историей и культурой народа. В настоящее время в методической литературе по проблемам обучения родному языку существует точка зрения о необходимости культуроведческого подхода к изучению языка.
Слайд 7
Культуроведческий подход к содержанию и методам обучения родному
языку предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного
опыта народа, его культуры и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых.
Слайд 8
Использование произведения живописи на уроках русского языка позволяет
реализовать общедидактический принцип соединения обучения с воспитанием, содействует мировоззренческому,
нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся, позволяет реализовать учащимися познавательно-творческую потребность.
Слайд 9
Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся
отмечают многие психологи и педагоги. Они считают, что при
восприятии искусства в духовную работу включаются все силы и творческие способности: и чувства, и интеллект, и память, и воображение.
Слайд 10
Восприятие произведения искусства вызывает у учащихся творческое вдохновение,
которое пробуждает у них собственную потребность в творчестве, которая
может быть реализована, например, в такой деятельности, как создание сценария, сочинения, рассказов по репродукции, придумывание эпизодов, предшествующих изображенному на ней моменту, разыгрывание ролей её персонажей, наделение их биографиями. При этом важно, чтобы учитель выступал в роли посредника, усиливающего с помощью слова эстетическое освоение произведения, его воспитательное воздействие на учащихся, способствуя проявлению собственных творческих способностей детей с учетом их возраста и уровня владения речью.
Слайд 11
Отбор картин для уроков развития речи
При отборе произведения
живописи для работы на уроке, следует руководствоваться следующими критериями:
Соответствие
поставленным учебным задачам;
Ярко выраженный, понятный определенному возрасту сюжет;
Соответствие между достаточной информативностью картины и уровнем языковой компетенции учащихся;
Возможность формиравания культуроведческой компетенции учащихся;
Целесообразно отбирать произведения отечественных художников, составляющих важную часть национально-культурного самосознания народа;
Эстетическая и воспитательная функции;
Учет межпредметных связей;
Требования программы по развитию связной речи.
Слайд 12
Формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине
Картина,
ограниченная рамками одной темы, помогает построить высказывание в соответствии
с темой и замыслом художника.
Сбор и систематизация материала для сочинения.
Умение строить речевые высказывания разных жанров (описание, повествование, рассуждение).
Слайд 13
Содержание и структура уроков русского языка по картине.
Уроки
с использованием картины предполагают эстетически грамотный анализ полотна, внимание
к специфическим средствам живописи, закрепляют основы зрительской культуры, умения чувствовать красоту живописного полотна, «читать» его.
На таких уроках сочетаются все виды речевой деятельности учащихся: аудирование, говорение, чтение, письмо – при одновременном рассматривании репродукции картины.
Отбор языкового и речевого материала для этих уроков определяется внеязыковыми темами,
связанными с содержанием картины.
Слайд 14
Структура урока
Подготовка учащихся к восприятию картины (вступительное слово
учителя);
Рассматривание картины;
Анализ картины как произведения искусства (беседа по картине);
Словарно-стилистическая
и орфографическая работа;
Чтение искусствоведческого текста;
Анализ искусствоведческого текста;
Составление схемы или плана речевого произведения;
Устное или письменное сочинение;
Анализ письменных работ учащихся.
Слайд 15
Вступительное слово учителя
Цель – дать сведения о художнике,
истории создания картины, подготовить учащихся к восприятию произведения искусства.
Могут быть использованы воспоминания или письма художников, касающиеся данного произведения, пересказ отрывков из художественных произведений или чтение стихотворных сторк, близких теме картины.
Слайд 16
Рассматривание картины и ее анализ (беседа)
В процессе рассматривания
картины у учащихся развивается способность наблюдать. Образно мыслить, целостно
воспринимать произведение живописи.
Цель анализа картины – углубить первоначальное её восприятие, помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы. Анализ картины проводится в процессе выполнения коммуникативных вопросно-ответных упражнений или в ходе беседы.
Слайд 17
Проведение словарной работы
При проведении словарной работы учитель должен
организовать её так, чтобы лексика следовала в той последовательности,
в которой нужно описывать картину, он стремиться не только расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе. В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты. Синонимы, эмоционально окрашенные слова.
Слайд 18
Успешному проведению словарно-стилистической работы способствует использование на уроке
толкового словарика, к которому учащиеся обращаются в ходе беседы.
Можно
использовать словарик живописи, составленный на основе анализа искусствоведческих текстов и включающих толкование терминов, слов, связанных с живописью и список эмоционально-оттеночных слов, относящихся к картине.
Слайд 19
Чтение и анализ искусствоведческого текста
Анализ образца, проведенный на
базе сознательного осмысления содержания картины, во время беседы усиливает
эмоциональное восприятие текста и помогает глубже понять его содержание.
Слайд 20
Методика анализа искусствоведческого текста
Текст анализируется в сочетании с
картиной, что усиливает эмоциональное восприятие обоих источников.
Обращается внимание на
искусствоведческие слова и термины, характерные для данного типа текстов.
Содержательно-композиционный анализ текста проводится в органической связи со средствами его языкового выражения:
Определение темы и основной мысли;
Нахождение опорных слов;
Выделение структурных частей текста;
Определение авторской позиции в тексте;
Установление способов связей между предложениями, абзацами и частями текста;
Определение композиционного жанра и стиля текста.
Слайд 21
Составление плана высказывания по картине
Составление плана предстоящего высказывания
является обязательным элементом урока с использованием картины, поскольку этот
прием обучения тесно связан с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к составлению собственного речевого произведения.
Целесообразно составлять коллективный план под руководством учителя, причем вначале составляется простой план, а потом – сложный. При этом следует учитывать композиционный жанр будущего высказывания: описание, повествование, рассуждение, т.к. план в какой-то степни предопределяет тип и стиль речевого произведения.
Слайд 22
Сочинение по картине
и его анализ
В зависимости от
задачи урока, наличия у учащихся картины в домашних условиях
и времени на уроке письменная работа по картине проводится в классе или задаётся на дом.
Проверка и анализ сочинения имеет свою специфику. Которая выражается в том, что учитель, оценивая работу, обращает внимание на то, в какой мере учащийся использовал источник, выполнил ли он поставленную задачу, соответствует ли его высказывание теме и замыслу художника, употребил ли он искусствоведческую лексику.
Проверяя письменную работу, учитель должен учитывать, что картина каждым учеником воспринимается индивидуально, и поэтому необходимо проявлять особый такт, поощрять самостоятельность и творческие находки учащихся, оригинальность в речевом оформлении.
Слайд 23
Если ученик в школе не научится сам творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать,
копировать. Так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л. Н. Толстой