Слайд 2
Лингвистический анализ текста – фундамент его литературоведческого и
стилистического изучения.
Лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов
художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания поэтического и прозаического текста.
Приложение 2
Слайд 3
Вариант структуры лингвистического анализа текста:
рассмотрение номинаций текста, определение
темы, тематических полей;
лексический комментарий;
анализ синтаксиса и изобразительно – выразительных
средств. В анализ стихотворных произведений включается рассмотрение метроритмического и фонетического уровней.
Слайд 4
Задачи перед учителем:
объяснить учащимся, что исследование художественного текста
представляет собою научный поиск;
привить им интерес к этому виду
работы и сформировать навыки чтения текста под лингвистическим «микроскопом»;
в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей думать, наблюдать и пробовать анализировать самостоятельно, при этом не фотографически точно определять тот или иной троп, фигуру, художественную деталь, а увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
Слайд 5
В процессе лингвистического анализа велика роль художественного воображения
и образного мышления.
«Дешифровка» художественного текста становится для учащихся моментом
своеобразного литературного и языкового «прозрения», проникновения в глубину произведения, постижения того, что было спрятано автором за строками:
Слайд 7
В процессе лингвистического анализа учащиеся пришли к выводам:
«Стихотворение без названия. Тема его – молитва, просьба для
родных, друзей, любимого человека счастья, доброты, теплоты. И назвать его можно «Молитва». В стихотворении 5 раз употреблен глагол «попрошу», 2 раза – «помолюсь». Этим самым усиливается значение просьбы. Многосоюзие также используется для логического и эмоционального выделения перечисляемых желаний: «и удачу», и счастье, и очаг, и тепло» - семейное благополучие. Эмоциональный настрой передает и чередование односоставных и двусоставных предложений. Третье предложение инверсионного плана – чувствуется взволнованность Автора… В стихотворении 17 глаголов, преобладающих над другими частями речи. Лирический герой очень активен. Будущее время употреблено в форме настоящего – высказывается просьба и на сегодняшний день, и на будущее. Лексических выразительных средств в этом стихотворении немного: эпитеты, метафора. Присутствует высокая лексика – лирический герой обращается к Всевышнему… В тексте много зеленого цвета. Почему именно зеленого? Зеленый цвет – это свобода, покой, это жизнь и счастливый путь вперед, к которому стремится герой и желает того же всем родным и даже врагам… Цветопись – одно из главных средств выразительности, помогающее проникнуть в текст. Закрываются «тяжелые двери» не только для того, чтобы остаться наедине с Богом, но и чтобы оградить себя и родных от житейских невзгод…»
Слайд 8
Я люблю весною ранней
Слушать, как журчит ручей
И ловить
в свои ладони
Брызги солнечных лучей.
Я люблю бродить по лужам,
«наступать»
на облака,
Песни петь люблю и слушать,
Как вокруг поет Весна.
Я люблю взбежать на взгорье,
Вызов ветру прокричать
И подснежник первый, робкий
Из- под ног своих сорвать.
Я люблю, когда машины,
Грязной брызгая слюной,
Мчатся мимо, улыбаясь
Белозубой шоферней.
Я люблю на ярком солнце
Зайчик в окна наводить,
Добрые ловить улыбки
И взамен свои дарить!
Какое солнечное, яркое, «легкое» стих. «Я люблю весною ранней…»
Мир природы не отделен от человеческих отношений. Природа – тот идеальный мир, куда уносится в мечтах лирический герой…
Слайд 9
Результат лингвистического анализа данного стихотворения:
«В этих строчках -
внутренний момент жизни автора, его чувства, мысли, настроение, вызванное
приходом весны. Лирический герой говорит именно о себе, о своей любви к природе, восхищается ею. Герой полон энергии, которой напитался от природы. Этой энергией он готов поделиться с другими. Лирический герой – «Я». В стихотворении 5 строф, и каждая начинается словами «Я люблю». Дается характеристика этого «я». 21 глагол называет действия в природе, в душе, сердце героя, полного солнечной энергии. Лексические выразительные средства помогают ярче представить образ картины и образ героя. В стих. много метафор. Именно в переносном значении богаче выражено описание действий: «брызги солнечных лучей» - и я вижу яркий- яркий, ослепительный день! «поет весна», - и я слышу не только журчанье ручейков, но и шепот просыпающихся деревьев, пение птиц. «Ловить улыбки» - я чувствую, как меня приветствует первый подснежник, первый нежно- зеленый листочек… Ощущение весны усиливается звукописью (преобладание звонких согласных). Соответствующее настроение создают и яркие эпитеты…»
Слайд 10
С целью формирования навыков лексического анализа текста предлагается
памятка:
«Найди в тексте
ключевые слова (словосочетания)
слова, употребленные в переносном значении
синонимы,
антонимы, омонимы
слова, стилистически окрашенные
заимствованные слова, архаизмы, неологизмы (в том числе авторские), профессионализмы, диалектизмы, фразеологизмы и объясните роль этих лексических явлений в тексте (что достигается их использованием).
Проведи наблюдения над использованием в тексте лексического повтора (особенно обрати внимание на те слова, которые, повторяясь, употребляются в разных значениях).
Покажи, с помощью каких лексических средств обеспечивается в тексте связь между предложениями, между абзацами.»
Слайд 11
Обучение лингвистическому анализу идет на интересных и непростых
текстах, о которых может быть неоднозначное мнение, могут возникать
дискуссии.
После первоначального коллективного анализа текстов учащиеся с желанием выполняют разные виды исследовательских работ:
«Слово «душа» в творчестве Н.Рубцова и А.Шадринова», «Медитативно – изобразительный язык поэзии А.Шадринова», «Экспрессивный синтаксис поэзии Шадринова», «В чем притягательная сила стихов поэтов – выпускников Борисовской школы?»
О том, какой «след»в душах учеников оставил, например, поэт-белозерец Шадринов, можно узнать из их творческих работ:
Слайд 12
«На оставленной человеком земле все еще стоят храмы…
Для Алексея Шадринова они не столько религиозные символы, сколько
знаки высокой жизни духа. И если у Рубцова мы слышим грустное сожаление о разрушенных церквях, то у Алексея пронзительно звучит подлинно трагическая мелодия, вызванная глубоким противоречием между обыденной подлостью, каждодневно встречаемой в жизни, и стремлением к духовной чистоте, в которой только и возможно истинное творчество. Внешнее не заслоняет от него сущности вещей и явлений: он знает, что
«…под дождем слезится на горе
Поруганный, опустошенный храм,
Но – Божий…»
Слайд 14
Мир слов, их сочетаний в нашем повседневном общении
очень сложен и многоцветен. Но еще более сложным оказываются
языковые явления тогда, когда они попадают в бурную стихию литературного текста, получая при этом особые эстетические функции.
Выявить их в целостной художественной системе произведения трудно, но это и становится нашей задачей – научить читать пристально и уважительно, чтобы видеть и слышать то, о чем хотел сказать автор.
Лингвистический анализ художественного текста особенно актуален в настоящее время, когда учащимся необходимо сдавать ЕМЭ и ЕГЭ по русскому языку.