Слайд 3
Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родился в семье крепостных,
которые принадлежали графу А. С. Миниху, в принадлежащем графу селе
Карпово в Новгородской губернии.
Отец будущего художника был управляющим графского имения и за добросовестную службу получил вольную, однако дети его остались крепостными и перешли в собственность графа И. И. Моркова в числе прочего имущества, которое Миних определил в приданое своей дочери, вышедшей замуж за Моркова.
Слайд 4
Первоначально Василия Андреевича отдали в ученики к кондитеру.
Однако способности юноши к рисованию были так заметны, что
барин разрешил ему посещать занятия в петербургской Академии художеств.
Талант молодого человека быстро раскрылся. Но ещё долгие годы он оставался крепостным.
Жил на Украине в одном из имений Моркова, писал портреты барина и членов его семьи, расписывал местную церковь…
Лишь в возрасте 47 лет получил наконец вольную благодаря усиленным хлопотам ценителей искусства, таких, как генерал А. А. Тучков, герой войны 1812 г.
Слайд 5
Что же касается женского рукоделья, то здесь, возможно,
сыграли роль детские воспоминания — художник вырос в большом
имении, а в те времена в барских усадьбах девушки-служанки, да зачастую и сами барыни старательно трудились над разнообразными изящными вещицами.
Не исключено, что с женским рукодельем художник связывал — в большей степени, наверное, подсознательно — ощущение домашнего уюта и тепла.
И это предположение лишь крепнет, стоит повнимательнее взглянуть на картину «Кружевница».
Слайд 7
На картине изображение молодая девушка, занятая плетением кружев.
Сейчас далеко не все знают, как это делается, и
что за таинственное приспособление держит в руках мастерица.
Коклюшки — так называются небольшие палочки с заострённой головкой, на которые наматываются нитки.
В зависимости от узора коклюшек может использоваться очень много. Их перебирают в определённой очерёдности, переплетая нитки, затем всё повторяется — так появляется узор.
На картине пучок коклюшек лежит на углу подставки для плетения.
Работа с коклюшками требует немалой сноровки — не спутались бы нитки, не перепутать, какая коклюшка где должна быть. Во времена Тропинина этому ремеслу начинали учить рано. Маленькая девочка, становясь девушкой, нередко уже была высококлассной мастерицей.
Слайд 9
В нижней части картины виден фрагмент изящного кружева,
которым отделывались модные платья дворянок. Сама же мастерица одета
очень просто, на её голубовато-сером платьице с короткими рукавами нет кружев и вышивок, лишь белый платочек наброшен на плечи. Но несмотря на скромность наряда, трудно не заметить обаяние девушки, её красоту и свежесть. Причёска проста, как и наряд — волосы гладко зачёсаны, сзади стянуты в узел. Никаких прядок, локонов — они только мешают работе. Зато как выразительно лицо: большие тёмные глаза под чёрными бровями, плавные линии носа, губ, изящные очертания лица. Взгляд, брошенный в сторону — может, на художника, может быть, кто-то вошёл в комнату. Тщательно прорисованы руки, которые продолжают работу. Ногти аккуратно подстрижены, чтобы случайно не задеть нити, не испортить кружево.
Слайд 10
Картина написана в золотисто-серо-коричневых тонах. В ней нет
пестроты, излишней яркости. Немалую роль играет освещение — свет
падает на кружевницу, и она со своей работой чётко выделяется на коричневатом фоне.
При взгляде на картину все приходят в восхищение от красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный.
В настоящее время картина В. А. Тропинина «Кружевница» хранится в знаменитой Третьяковской галерее в Москве.
Слайд 12
План:
1. О художнике.
2. Описание картины:
Цветовое решение картины.
Лицо девушки,
её волосы.
Руки труженицы.
Одежда кружевницы.
Труд мастерицы.
3. Своё отношение к картине.