Слайд 2
Аллегория
Аллегория – иносказание, развёрнутое уподобление, составные части которого
складываются в систему намёков, т.е. обозначение конкретных явлений через
признаки этих явлений: весы правосудия, слепое правосудие (богиня правосудия Фемида изображалась с весами и завязанными глазами)
Слайд 3
Алогизм
Алогизм – объединение в качестве однородных членов слов
разного видового значения, имеющее целью создание комического эффекта:
Как только
я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом на дачу
(А.П.Чехов)
Слайд 4
АНАФОРА
Анафора (от греческого ВЫНЕСЕНИЕ; русский термин – единоначалие),
стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков ( частей фразы, стихов)
с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции).
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
(Б.Л. Пастернак. «Определение поэзии»)
Слайд 5
АНТИТЕЗА
Антитеза ( от греч. – противоположение), композиционный приём
противопоставления: образов, сюжетных ситуаций, стилей, тем в рамках целого
произведения; слов или словесных конструкций со значением АНТОНИМОВ.
Ты переводчик – я читатель,
Ты усыпитель – я зеватель.
(А.А. Дельвиг. «Переводчику Вергилия»)
Слайд 6
Бессоюзие и многосоюзие
Бессоюзие – перечень явлений,
действий, событий. Когда намеренно опускаются нужные союзы:
Мелькают мимо будки,
бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады. Монастыри…
(А.С. Пушкин)
Многосоюзие – специальное введение дополнительных союзов, чтобы придать речи плавность, величавость, иногда – подчеркнуть эпически-спокойную, повествовательную манеру:
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал.
Щадят победителя годы…
(А.С.Пушкин)
Слайд 7
Гротеск
Гротеск – предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.
Например ГРАДОНАЧАЛЬНИК С ФАРШИРОВАННОЙ ГОЛОВОЙ в произведении М.Салтыкова-Щедрина
Слайд 8
ЭПИТЕТ
Эпитет – стилистический приём ,образное определение, не только
указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому
признаку дополнительное значение – переносное или символическое.
КРАСНАЯ ДЕВИЦА
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ
Слайд 9
Инверсия
Инверсия – нарушение стандартного (прямого) порядка слов:
Она стройна,
её движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрое
стремленье
(А.С. Пушкин)
Слайд 10
Параллелизм (синтаксический)
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений или
отрезков речи:
Было у матери семь дочерей. Однажды поехала мать
к сыну, который жил далеко. Вернулась мать только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
Я ждала тебя. Как сухая земля ждёт капли воды, - проговорила вторая.
Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья…
Слайд 11
Перифраз
Перифраз – замена названия явления пространным определением или
даже описанием его.
Например: военный парад – демонстрация нашей несокрушимой
мощи; юность – заря новой жизни
Слайд 12
Плеоназм
Плеоназм – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание
которых создаёт тот или иной стилистический эффект:
Друг мой, друг
мой,
Я очень и очень болен…
(С.А. Есенин)
Слайд 13
Повтор
Повтор – приём, при котором повторение элемента высказывания
служит средством усиления выразительности:
Береги копейку, копейка не выдаст, всё
прошибёшь на свете копейкой (Н.В.Гоголь)
Слайд 14
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее в
тексте роль эмоционального усиления:
То было в утро наших лет
– О счастие! О слёзы! О лес! О жизнь!...
(А.Толстой)
Слайд 15
Ряды однородных членов
Иногда использование рядов однородных членов в
тексте является не просто его синтаксической характеристикой, а становится
средством художественной выразительности, необходимым для создания художественного эффекта:
Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много.
Слайд 16
Умолчание
Умолчание – форма, воспроизводящая речь сильно взволнованного человека.
Умолчание близко к эллипсису:
Отец…Мазепа…казнь – с мольбою
Здесь, в этом
замке мать моя…
(А.Пушкин)
Слайд 17
Эвфемизм
Эвфемизм – смягчение грубых, неблаговидных и оскорбительных для
кого-либо понятий, обстоятельств, явлений:
Никогда не говорили «я высморкалась, я
вспотела, я плюнула», а говорили «я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка»
(Н.В.Гоголь)
Слайд 18
Эмоционально-оценочная лексика
Эмоционально-оценочная лексика – слова, отражающие отношение говорящего
к кому – либо или чему-либо и выражающие оценку:
мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус
Слайд 19
Эпифора
Эпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы:
Я наперсницы,
кроме души своей, - не нашёл,
Бескорыстней, чем сердце своё,
- не нашёл…
И сердечного плена нигде страшней не нашёл
(Бабур)
Слайд 20
МЕТАФОРА
Метафора ( греч. – перенесение), вид тропа; перенос
признака с предмета на предмет на основе их сходства.
«Костёр
рябины красной…»
« …ситец неба…»
« Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком, …»
(С.А.Есенин)
Слайд 21
ГИПЕРБОЛА
Гипербола ( греч. – преувеличение), выразительное образное средство,
намеренное преувеличение признака предмета или лица.
«У Ивана Никифоровича,
напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением».
(Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)
Слайд 22
ЛИТОТА
Литота (греч.- простота) выразительное образное средство, преуменьшающее признак
предмета или лица.
«Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…»
(А.С. Грибоедов «Горе от ума»)
Слайд 23
ОКСЮМОРОН
Оксюморон (греч. – остроумно – глупое) стилистический приём,
заключающийся в подборе словосочетания, прямые значения слов которых логически
не совместимы.
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.
(А.А.Ахматова. «Царскосельская статуя»)
Слайд 24
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Олицетворение – перенос признака живого лица на неживой
(неодушевлённый) предмет.
«Как белое платье пело
в луче…»
(А.А.Блок «Девушка пела в церковном хоре…»)
Слайд 25
МЕТОНИМИЯ
Метонимия (греч. – переименование), вид тропа, перенос название
с предмета на предмет на основе их объективной близости,
логической связи.
« Я три тарелки съел»
« Бывало ранее – на золоте едал…»
(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)
Слайд 26
Синекдоха
Синекдоха (греч. – соотнесение) троп, вид МЕТОНИМИИ, основанный
на смежности, с помощью которого целое явление обозначается через
часть или множество обозначается через единицу.
«Прощай, немытая Россия…» (М.Ю. Лермонтов)
«И вы, мундиры голубые…»
(М.Ю. Лермонтов)
Слайд 27
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
(фразеологические обороты)
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, используемые в
переносном значении.
Я в этом деле собаку съел! А вы
говорите, что я работаю спустя рукава.
Если и дальше будете бить баклуши, в конце месяца останетесь с носом: зарплату не начислю!
Слайд 28
Сравнение
Сравнение – изобразительный и выразительный приём, основанный на
сопоставлении явления или понятия с другими явлениями. Чаще всего
сравнение оформляется в виде сравнительных оборотов:
Внизу, как озеро стальное,
Синеют озера струи…
(Ф.И.Тютчев)
Слайд 29
Гипофора
Гипофора (вопросно-ответный ход) – это отрезок монологической речи,
объединяющий вопрос (или серию вопросов) и ответ на него
(или на них):
Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит, как вода вы песок. Почему? Чтобы найти ответ, нужно вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители разобщены.
(И.Кабыш)
Слайд 30
Олицетворение
Олицетворение – художественный приём, заключающийся в том, что
при описании животных и неодушевлённых предметов они наделяются человеческими
чувствами, мыслями:
О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём ты сетуешь безумно?
(Ф.И.Тютчев)
Слайд 31
Градация
Градация расположение слов и выражений по возрастающей или
убывающей значимости:
Принёс – и ослабел, и лёг
Под сводом шалаша
на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки
(А.С.Пушкин)
Слайд 32
Ирония
Ирония – употребление слова или выражения в смысле,
обратном буквальному, с целью насмешки, осмеяния:
Отколе, умная, бредёшь ты,
голова (в обращении к Ослу)
(И.А. Крылов)
Слайд 33
Парцелляция
Парцелляция – дробление, деление фразы на небольшие фрагменты:
А
лес шумит. Тихо, проникновенно
(с.Сартаков)
Слайд 34
Экспрессивный повтор
Экспрессивный повтор – эмоциональное обращение, носящее условно-обобщённый
характер:
А вы, надменные потомки…вы, жадною толпой стоящие у трона…таитесь
вы под сению закона…
(м.Ю.Лермонтов)
Слайд 35
Риторический вопрос
Риторический вопрос – риторическая фигура. Состоящая в
том, что вопрос ставится не с целью получить на
него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
(А.С.Пушкин)
Слайд 36
Риторическое обращение
Риторическое обращение – это риторическая фигура, состоящая
в подчёркнутом обращении к кому-либо или чему-либо для усиления
выразительности речи. Например:
Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!
Я предан вам душой (А.С.Пушкин)
Риторические обращения служат не столько для получения отклика от адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать ему характеристику, усилить выразительность речи