Слайд 2
Завиточки рококо, крестик на канве,
Гладь - цветочек как
живой, шов на полотне.
Сколько в жизни красоты! Умиляет взор
Ловкой
мастера рукой вышитый узор.
Слайд 3
Что такое вышивка?
Вышивка один из древнейших видов декоративно-прикладного
искусства. Узор и изображение выполняется вручную иглой или с
помощью вышивальной машины.
Слайд 4
Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для
создания декоративных панно.
Слайд 5
Мы с вами изготовили платочек. Какие виды вышивки
вы теперь умеете выполнять?
Слайд 6
Технология изготовления салфетки
Построить чертёж.
Размер салфетки 20*20
Раскроить детали из канвы.
Обработать края салфетки мережкой.
Составить схему вышивки.
Вышивать по схеме.
Слайд 7
Тема урока: основы композиции. Орнамент. Символика в марийском
орнаменте.
Изучить понятия - композиция, орнамент.
Познакомиться с основными правилами и
средствами композиции.
Познакомиться с видами и символами в марийском орнаменте.
Научить составлять графические композиции с помощью программы Excel.
Слайд 8
Богата и красива природа марийского края.
Слайд 9
Орнамент – «украшение»
Узор, основанный на повторе и чередовании
составляющих его элементов.
Слайд 10
Виды орнамента?
Геометрический
В традиционном марийском орнаменте использовался геометрический мотив.
выраженный изображением комбинаций различных геометрических фигур.
Слайд 11
Виды орнамента?
Зооморфный
воспроизводили стилизованные фигуры животных, птиц и людей.
Слайд 12
Виды орнамента?
Растительные мотивы
передавали реальные формы деревьев, цветов и
листьев.
Слайд 13
Олень в орнаменте марийской вышивки являлся объектом охоты,
конь связан с земледелием.
Слайд 14
Утка и лебедь определялись как символ добра, любви
и красоты.
Слайд 15
«Сторож дома»
Квадрат – это земля, дом, где ты
живёшь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих
воронок.
Слайд 16
Символ солнца – солярный знак
присутствовал почти во всех
вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.
Знак добра, дающий жизнь всему
живому на земле. Символ плодородия, оберег.
Слайд 17
Древо жизни» стало символом всего живого, а охраняющие
его две птицы – символами добра и семейного счастья.
Слайд 18
Дуб, дубовые листья символ крепкого здоровья. Это одно
из святых деревьев, пихта, ель.
Имеет охранное значение.
Слайд 19
Вышивальщицы придавали важное значение каждой линии, каждой черточке.
Горизонтальная линия обозначала землю, Волнистая —
воду; Ромб, круг и квадрат символизировали небесный огонь — солнце. Все их изображения имеют роль оберега.
Слайд 20
Доминирующий красный цвет, добавочные - зелёный, синий, жёлтый,
оранжевый.
Характерная особенность - чёткое выделение узора при помощи
окантовки прямой (контурной) линией черного цвета швом роспись.
Фон вышивки белый – почитался как символ красоты и чистоты.
Слайд 21
В марийской вышивке большое распространение получили швы.
а)
«счётные швы»;
б) «мережка»;
в) «стебельчатый шов».
Слайд 22
В марийской вышивке большое распространение получили швы.
а)
«счётные швы»
Слайд 23
2. Основные (ведущие цвета) цвета марийской вышивки?
а) черный,
красный;
б) красный, синий;
в) синий, оранжевый.
Слайд 24
2. Основные (ведущие цвета) цвета марийской вышивки?
а) черный,
красный;
Слайд 25
3. Марийцы почитали зверей:
а) корову, свинью;
б) медведя, оленя;
в)
лису, зайца.
Слайд 26
3. Марийцы почитали зверей:
б) медведя, оленя;
Слайд 27
Считалось, что вышивка края одежды марийского костюма:
а)
отражает уровень жизни человека, его сословную принадлежность;
б) охраняет от
несчастий;
в) оберегала от проникновения злых духов.
Слайд 28
Считалось, что вышивка края одежды марийского костюма:
в)
оберегала от проникновения злых духов.
Слайд 29
5. Прямая горизонтальная линия в марийской вышивке обозначала:
а)
символ земли;
б) символ воды;
в) символ дождя.
Слайд 30
5. Прямая горизонтальная линия в марийской вышивке обозначала:
а)
символ земли;
Слайд 31
Слово «композиция» от латин. означает «составление, сочетание».
Композиция –
это расположение изобразительных элементов по определенной схеме с целью
наибольшей выразительности содержания .
Слайд 32
Приёмы композиции:
Ритм – чередование каких-либо элементов в определенной
последовательности.
Слайд 33
Приёмы композиции:
Симметрия – элементы распложены правильно относительно плоскости,
оси или центра.
Асимметрия – отсутствие симметрии.
Слайд 34
Приёмы композиции:
Композиционный центр-выделение и
равновесие частей композиции
Слайд 35
Золотое сечение
Золотое сечение известно с древних времен,
его изучали Леонардо да Винчи и Эвклид. Это лучшее
место для расположения главного элемента композиции — это 1/3 по горизонтальной или вертикальной линии. Такое расположение притягивает взгляд и смотрится естественно
Слайд 36
Диагональ
придает динамику и ассоциируется с ростом.
Слайд 37
Размещение
вдоль композиционных осей, которые ведут взгляд зрителя,
создавая впечатление движения или покоя.