Слайд 2
Обувь Древнего Египта
В Древнем Египте обувь делали
из папируса.
На ранней стадии государственности носить обувь разрешалось
лишь высочайшим правителям – фараону и его приближенным. Любопытно, что супруга фараона в число посвященных не входила, и ей предписывалось ходить босиком. Известно, что цена такой обуви была заоблачной. Согласно писаниям Геродота, чтобы изготовить одну пару сандалий для фараона требовался годовой доход среднего города.
История обуви в Древнем Египте тесно связана с политикой. Обувь тогда считалась признаком знатного происхождения, высокого социального статуса. Простые рабы или крестьяне не имели права пользоваться привилегиями господ.
На самых древних египетских фресках часто встречаются изображения шествующего босиком знатного господина, за которым следует его раб, держащий в руках наготове его туфли на случай, если они вдруг понадобятся хозяину
В храмах и дворце фараона было принято ходить босиком, обувь оставляли за порогом.
Слайд 3
Ученые выяснили, что в Древнем Египте по отпечатку
ступни на мокром песке делали подметки из сплетенного папируса,
а крепили их к ноге ремешками из кожи животных. Поскольку нога при этом была полностью открытой, египетские женщины носили на ногах различные украшения.
Воины носили железную и медную обувь, чтобы защитить ноги от ударов.
Несмотря на то, что трудно представить современную обувь без каблука, его изобретением мы обязаны именно Древнему Египту. Однако, каблук носили не фараоны или жрецы, а простые жители – землепашцы, которые с помощью каблука получали необходимый упор, благодаря которому могли легче передвигаться по рыхлой земле.
Слайд 4
Обувь Древней Греции
История обуви в Греции тесно связана
с историей греческой культуры. Само слово «сандалии» - имеет
греческое происхождение, оно означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками». Кроме простых сандалий в Древней Греции носили также нечто, похожее на современную обувь, - башмаки с закрытой пяткой, высокую обувь на шнуровке (такая обувь пользовалась популярностью среди охотников и спортсменов-бегунов). Также в Древней Греции умели шить так называемые «эндромисы» - сапоги без носка. На глиняных амфорах в таких сапогах изображалась богиня охоты Артемиды и ее подданные - фавны и пастухи.
Греческие женщины носили сапоги на шнуровке. Обувь часто раскрашивалась в различные цвета, преимущественно в красный и желтый. Также раскрашивались ремни, служившие для шнуровки. В Танагре были найдены глиняные фигурки, на которых изображены люди, обутые в сапоги на шнуровке, причем, последние окрашены в красный цвет целиком, кроме подошвы, рант которой желтый.
Греки, повлиявшие на ход мировой истории самым непосредственным образом, также внесли особый вклад в развитие истории моды. Именно они предложили миру несколько вариантов обуви. Они начали делать обувь по разным лекалам для левой и правой ноги, что стало революционным открытием.
Слайд 5
КОТУРНЫ
В котурнах сначала выступали актеры Древней Греции.
Это были деревянные колодки с высокой платформой для увеличения
роста. До наших дней дошло крылатое выражение, связанное с данным видом обувью: когда мы говорим «Не вставайте на котурны», то имеем в виду, чтобы собеседник снизил высокопарность речи.
Слайд 6
Обувь Древнего Рима
У римлян существовало несколько видов обуви:
calceus — туфли, закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди
ленточкой или шнурком, solea — сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющися к стопе ремешками, socci — плетёные верёвочные тапочки (их носили актёры, игравшие в комедиях) и др. Солдатской обувью были caligae — башмаки без носка, на прочной подошве, подбитой гвоздями (печально известный император Калигула получил своё прозвище именно в честь этой обуви).
В Древнем Риме обувь разделялась по цвету: мужчины носили черную, женщины – белую. На торжественные моменты имелась обувь пурпурного цвета. И даже плебеи носили обувь, но в отличие от знати, их сандалии имели только один ремешок, а не четыре.
Обувь римской знати сначала выглядела наподобие перчаток. Обувь натягивалась на каждый палец. Когда римляне открыли для себя греческие сандалии, началась их модернизация. Как только ни украшали сандалии! Их вышивали затейливыми узорами, украшали металлическими коваными фигурками в виде львов, венков, цветов.
В особо торжественных случаях римляне надевали пурпурные или алые туфли, украшенные вышивками и жемчугом. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи — одним.
В Древнем Риме было принято изображать на подошвах сандалий лица своих врагов.
Слайд 7
Обувь жителей Европы
Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав
предпочтение претенциозным туфлям с длинными, загнутыми вверх носами —
пулены, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь.
В XIV веке длина носка красноречиво говорила о степени знатности хозяина.
Иногда длина носка достигала даже 60—70 см. Чем более знатного рода господин, тем длиннее были его башмаки.
Французский король Филипп IV даже издал специальный указ, запрещавший горожанам носить обувь больших размеров. Носки их башмаков не должны были превышать 30 см.
Зато сам монарх и члены его семьи могли удлинять носки своих туфель или сапог до любой возможной длины.
Для того чтобы огромные носки не морщились, их набивали старыми тряпками или соломой, а для того, чтобы они не мешали ходить, их пристегивали специальным ремешком к браслету у колена.
Длина носка обуви долгие годы оставалась предметом зависти. О владельцах большущей обуви говорили: «Он живет на широкую ногу».
Слайд 8
В XV веке на смену длинным пришли тупые
и широкие носки, а чтобы вид у туфель был
более эстетичным, к ним стали прибивать каблуки.
Моду на каблуки вводит король Людовик XIV, который мог за счет этого компенсировать свой невысокий рост.
На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка).
Слайд 9
Знаменитый король Людовик XIV являлся большим поклонником
верховой езды и впервые ввел в моду сапоги. Сапоги
обладали широкими голенищами и отворотами, обшитыми кружевом. Тогда же вошли в моду желтый и светло-коричневый цвета. Немного позже стали популярными черный, белый и темношоколадный цвета.
В эпоху барокко моду диктует французский офицер, надевавший ботфорты. Ботфортами назывались грузные высокие сапоги из кожи, обязательно имевшие каблук. В этом случае каблук нужен был для лучшего закрепления ноги в стремени во время верховой езды. Кроме военных сапог, в моде были и светские сапоги. Сапоги носили до окончания XVII века, пока не появились облегающие трикотажные чулки, а вместе с ними и мода на башмаки, похожие на нынешние мужские туфли.
Слайд 10
Женская обувь ничем не примечательна, приличия категорически не
позволяли дамам демонстрировать даже носки своих туфель, не говоря
уже о щиколотках.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи.
Одной из популярных женских моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.
Слайд 11
Во время и после Революции во Франции в
моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к
античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.
Слайд 12
С возвращением в моду кринолинов, а позже —
турнюров, юбки практически полностью закрывают обувь.
С середины XIX
века начинает появляться обувь на каблучке, место шёлковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботинки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени — полуботинки и высокие ботинки на каблучке-«рюмочке» средней высоты с пуговицами и шнуровкой.
Слайд 13
В 1858 году Лиман Блэйк Рид, американский
изобретатель, разработал швейную машину для пришивания подошвы к верху
обуви.
В 1871 году Чарльз Гудьир младший запатентовал машину для шитья сапог и ботинок, а также метод, позволяющий неоднократно менять подошву одного и того же ботинка.
В 1883 году Ян Эрнст Мэтзелигер разработал автоматизированный метод производства прочной обуви, тем самым открыв миру массовое производство доступной обуви. Специальное оборудование могло производить до 700 пар обуви в сутки.
Слайд 14
С появлением специального оборудования, обувь претерпела значительные изменения,
отразившиеся на её внешнем виде, длительности эксплуатации и стоимости.