Слайд 2
Значение интеллект- карт
XXI век — век огромных потоков
информации.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
эффективно структурировать и
обрабатывать информацию;
мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.
Слайд 3
Создатель интеллект-карт
Интеллект-карты (в оригинале Mind maps®) это разработка
Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по
вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind maps® как «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума».
История и философия
История – отрывки из книги Т. Бьюзена о истории создания mind-maps.
Философия – статья Сергея Шипунова о философских аспектах, лежащих в основе интеллект-карт.
Слайд 4
Области применения Интеллект-карт:
Обучение
создание ясных и понятных
конспектов лекций;
максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
написание рефератов,
курсовых проектов, дипломов.
Запоминание
подготовка к экзаменам;
запоминание списков: что сделать/кому позвонить/…
Презентации
вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
проведение деловых встреч и переговоров.
Планирование
управление временем: план на день, неделю, месяц, год…
разработка сложных проектов: нового бизнеса,…
Мозговой штурм
генерация новых идей, творчество;
коллективное решение сложных задач.
Принятие решений
четкое видение всех «за» и «против»;
более взвешенное и продуманное решение.
Слайд 5
Основные законы рисования интеллект-карт
Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»
Максимально свободно
выражайте свои идеи.
Будьте творческими, яркими, выразительными.
Чем меньше вы будете
себя ограничивать, тем лучше получится карта.
***Для этого принципа – одна поправка: если вы рисуете карту не для себя, а для показа другим людям – то тогда стоит все-таки придерживаться тех правил, которые описаны ниже.
Слайд 6
Стиль
Стиль-свой собственный
Не стремитесь подражать кому-то другому. У
каждого человека свой стиль мышления. А так как карты
отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!
Слайд 7
Преувеличивайте
Если что-то утрированно преувеличенно - то это лучше
запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте
слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность.
Слайд 8
Несерьезный
Юмор великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться
или даже смеяться – то она вызывает эмоцию, на
волне которой карта лучше остается в памяти. Добавляйте в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу.
Слайд 9
Красивый
Красивая карта – это красивая карта. Она и
больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше
запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!
Слайд 10
На чем рисовать
Лучше использовать белую (либо однотонную) бумагу.
Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые
могут составлять конкуренцию линиям карты, и затруднять ее изучение. А4 или А3
На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!
Альбомная ориентация
Карта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально.
Слайд 11
Расположение
Центральный образ в центре листа
Обычно в центре листа.
Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и
ветки отходят вправо. Образ яркий. Запоминающийся.
Образ должен сразу привлекать внимание. Оставаться в памяти. Вызывать нужную эмоцию. Провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!
Цветной (>3 цветов)
Не жалеем красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами.
Структура радиальная.
Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой.
Понятная карта.
Для повышения понятности карты используем следующие элементы:
Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать.
3-4 ответвления: Помним про закон восприятия: «7+-2». Стараемся так простроить структуру, чтобы от каждой веточки отходило максимум 3-4 ответвления.
Используем ореолы, для облегчения восприятия карты.
Слайд 12
Ключевые слова
Пишем только ключевые слова. В результате у
нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30
слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.1-2 слова всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!
Слайд 13
Буквы,цвет
Буквы
Стараемся писать печатными буквами! Тогда их проще читать!
Размером букв можно уже кодировать какую-то информацию например если
буквы «ЗАГЛАВНЫЕ», то ими можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные.
Цвета Чем больше – тем лучше
Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.
Слайд 14
Текстовыделитель
Иногда, когда важные для нас элементы информации находятся
на периферии карты – а нам хочется, чтобы они
обязательно привлекли внимание – то мы можем выделить эти элементы «текстовыделителем». Также так удобно отмечать те части карты, которые уже выполнены (если речь идет о планировании и отслеживании текущего состояния проекта).
Слайд 15
Линии
Линии 1-го уровня рисуем чуть толще. Это позволяет
сразу легко понять какие элементы карты – самые главные.
И делает более понятной иерархичность карты.
Длина линии = длине слова
Лишние нефункциональные линии только отвлекают внимание. Поэтому желательно, чтобы линия была равна длине слова, которое она подчеркивает.
Волнообразные (органичные)
По классике обычно рекомендуется рисовать «волнообразные» линии. Хотя вполне хорошо подходят и прямоугольные и угловатые линии. Это вполне нормально.
Показывают связи
Линии также выполняют такую важную функцию, как показывают связи между разными элементами карты. Важное замечание: на карту желательно не более 3-5 линий-стрелок. Если больше, то эти линии уже не помогают, а наоборот, делают карту еще более запутанной.
Слайд 18
Применение интеллект-карт при обучении технологии
При изучении технологии
требуется знание большого теоретического материала, а времени у
обучающихся для подготовки домашних заданий по всем учебным предметам ограниченно.
Учителю технологии необходимо продумать методику проведения уроков так, чтобы весь теоретический и практический материал ученик изучал на уроках.В этом могут помочь интеллект-карты.
Слайд 20
Интеллект карта. Материаловедение