Слайд 2
Цель:
Познакомить с карельским национальным женским костюмом
Дать представление об
особенностях костюма
Слайд 3
Задачи
1. Познакомиться с традиционным карельским национальным
костюмом женщин
2. Выявить отличия повседневного костюма от праздничного.
3.
Изучить особенности такого вида рукоделия, как карельская вышивка.
4. Изготовить образц женского карельского головного убора.
Слайд 4
В карельских краях издавна сложилось уважительное, бережное отношение
к женщине. Положение женщины даже и в то время
рисуется в лучшем виде, чем у большинства европейских народов в поздний период их развития".
Под традиционной одеждой понимается костюм, состоящий из нескольких элементов: нижняя и верхняя одежда, головные уборы, обувь и украшения. Традиционная одежда создавалась многими поколениями. Она зависела от климатических условий той местности, где жил данный народ, от того, чем этот народ занимался. Можно отметить, что карельский костюмы были очень похожи на костюмы русских .
Слайд 5
В основе каждого женского костюма была рубаха
/ “ряччиня”,/, которую
шили из льняного холста и сарафан. Рубаха была длинной, украшалась по вороту.
Слайд 6
Ворот рубахи чаше всего кроили четырехугольным, обшивали
кумачом или шелковой тесьмой и собирали в сборку. На
груди делался прямой разрез, доходивший до самого низа лифа. Рубаха застегивалась у ворота на медную или железную пуговицу. Вышивка украшала рукава, плечи и грудь рубахи.
Слайд 7
В глубокой древности вышивка имела магический смысл
– как бы защищала человека от злых духов. Вышивались
священные животные, растения, языческие божества, способные отгонять от человека нечистую силу.
Слайд 8
Гуськи, уточки, лебеди, павы, олени, кони, дерево жизни
– обычный мотив таких вышивок. У каждого рода был
свой знак – священное животное, под защитой которого был род и на которое была запрещена охота. Его пытались изображать в вышивке. Со временем вышивка потеряла магическое значение, оставшись декоративным элементом костюма.
Слайд 9
В 19 веке на территории Карелии наибольшее
распространение имел сарафан - высокая юбка на лямках или
цельнокройное платье без рукавов. Наиболее ранний тип косоклинный, со спинкой до самой шеи, широкими проймами у рукавов, круглым воротом, с прямым разрезом впереди и застежкой на медной пуговице. Сарафаны шили из разных тканей - холста, пестряди, шерсти, ситца, шелка. Любили преимущественно яркие, "веселые" цвета.
Слайд 10
На рубеже 19 - 20 веков распад традиции
ношения сарафана неожиданно привел к возрождению на новой основе
более раннего типа - рубахи и кофты с юбкой (весь комплекс назывался одним словом - puaru). Сама комбинация их в чем-то напоминала древнюю традицию.
Слайд 11
Свою одежду карелы подпоясывали поясами – кожаными, плетёными
и вязаными. Женский наряд дополняли ножи с медными орнаментированными
рукоятями в ножнах, которые прикреплялись к одной из нагрудных цепочек
Слайд 12
Головной убор – удивительно многозначная и глубоко традиционная
часть карельского костюма. Женские уборы являются отражением древнейших народных
представлений о магической силе волос и защитной, охранительной роли одежды.
Слайд 13
Со времен Древней Руси и до начала XX
века девичьи и женские головные уборы строго отличались друг
от друга. Им придавалось огромное магическое значение. Прежде всего, они закрывали волосы, а считалось возможным воздействовать на человека посредством волос. Волосы никогда не выбрасывались «на ветер», их сжигали, чтобы не попали они кому-нибудь недоброму в руки. Для замужней женщины считалось большим грехом и стыдом оставлять свои волосы не покрытыми головным убором. «Опростоволоситься» для женщины считалось большим бесчестием. Только лишь мужу женщина могла показаться с открытой головой. Девушка, в отличие от замужней женщины, могла открывать свои волосы при людях, в этом не виделось никакого зла.
Слайд 14
Карельские девушки отличались своими нарядами, неотъемлемой частью которых
были кокошники. Кокошник был гордостью девушки, по ним можно
было определить к какому слою общества относится девушка, обладающая этим кокошником. Кокошник девушки из богатой семьи был вышит дорогими тканями. Они могли позволить себе также носить кокошник с узором, вышитым жемчугом или другими дорогими камнями. Кокошник простой девушки очень отличался от кокошника богатой девушки: он был из простой ткани, вышитой простыми камнями или нитками.
Слайд 15
Простейшим девичьим головным убором у карел была красная
лента или прямоугольный кусок ткани, сшитый из разноцветных кусков
материи (расположенных поперек) и сложенный в ленту, а также косынка (с последней трети XIX в.) – сложенная по диагонали, а затем – в ленту. У русских они завязывались сзади под косой в бант, у карел – над косой.
Слайд 16
Головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки,
который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда
из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник являлся когда-то нижним головным убором, он надевался под сороку, кокошник, платки. Известен уже с ХIII века. Повойник является строго обязательной деталью одежды, он не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений - волосы.
Слайд 17
Волосам женщины с древности приписывалась магическая сила. Увидеть
ее простоволосой мог только супруг. Даже выходя к остальным
членам семьи, особенно на глаза свекра и свекрови, она должна была быть в повойнике с платком. Во второй половине ХIХ века он стал ипользоваться как самостоятельный головной убор. Сегодня его можно носить как оригинальную шапочку, а также в комплекте с платком.
Слайд 18
Также широко бытовали так называемые «кокошники» - нарядные
головные уборы замужних женщин, которые носились с момента заплетания
волос невесты в две косы (после венчания) и до рождения первого ребенка. Позже кокошники одевались лишь по самым большим праздникам. Этот убор также полагалось носись с сеткой – поднизью и, возможно, с платком сверху, концами вперед.
Слайд 19
Головные уборы изменялись постоянно, по моде века.
В настоящее
время произошло «обрусение» карельского народа, обычаи и традиции не
подхватываются подрастающим поколением. Со временем может произойти так, что национальные костюмы перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа.
Слайд 20
Современные Карельские модельеры о национальном костюме
« Удивительна магия
национального костюма: сарафаны, украшенные золотым шитьем или подпоясанные тканым
поясом, вышитые или отделанные кружевом рубахи, узорные кокошники, чепцы, сороки, повойники, накинутые на плечи шали.
А украшения из бисера и речного жемчуга!..»