Слайд 2
Введение.
Традиционный народный костюм - уникальный памятник материальной
и духовной культуры, который занимает особое место в культурном
наследии нашего народа. Как яркий информационный источник, он отражал в своем составе и декоре территорию проживания отдельных народов и их контакты с соседями, семейный и социальный статус, хозяйственную деятельность.
Слайд 3
Проблема изучения влияния народного костюма на современную одежду
продолжает сохранять актуальность и в наши дни. Интерес к
русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.
Анализируя историю народного костюма, рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже.
Слайд 4
Цель работы: проследить историю развития сарафана в русском костюме
и его современное применение.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты
следующие задачи:
• познакомиться с традиционными сарафанами на примере сохранившихся образцов;
• узнать отношение моих современниц к этому виду одежды;
• проанализировать современные тенденции моды в отношении сарафанов.
Объектом исследования являются старинные образцы и современные модели сарафанов.
В ходе исследовательской работы можно выделить следующие этапы.
• изучение литературных источников, каталогов музейных экспонатов, собранных в этнографических экспедициях по России;
• поиск и анализ обнаруженных старинных сарафанов;
• анкетирование учащихся;
• подготовка материалов для создания творческих работ.
Слайд 5
История появления сарафанов в России
Изучив литературные источники, я
выяснила, что отношение к сарафанам на Руси на протяжении
истории менялось. Первое упоминание о сарафане, как виде одежды можно встретить в Никоновской летописи от 1376 года. Эта форма одежды, так полюбившаяся русским женщинам, пришла на Русь из Персии, персидское слово сэрапай переводится как почетная одежда. Интересно, что изначально сарафан в России - народная мужская одежда воевод, великих князей, а затем и царей.
Слайд 6
В начале XVIII в. реформы Петра I, обязавшие
дворян одеваться «по-иноземному», изменили костюм русской знати. Традиционный русский
сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей.
Слайд 7
Средние и более бедные слои сельского населения предпочитали
шить сарафаны из домотканого льняного холста, гладкокрашеного или украшенного
кубовой набойкой. Девушка на выданье обязана была иметь в составе приданого до десяти будничных сарафанов. Их хватало лет на десять. Эти сарафаны шили как с округлой проймой, так и на лямках.
Слайд 8
Сарафаны были глухими и распашными. В распашных по
обе стороны пол нашивали тесьму, позумент, полосы шелковых тканей,
шнуры. Эти сарафаны застегивались спереди на пуговки с воздушными петлями.
Слайд 9
Глухие сарафаны часто украшались декоративной центральной полосой, имитировавшей
наличие распашных пол, или оформлялись тесьмой, вышивкой, лентами в
области груди.
Слайд 10
История развития русского народного костюма.
Как известно,
женский русский костюм не был одинаковым на всей территории
России.
Слайд 11
Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со
свободно падающими линиями.
Слайд 12
Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку - епанечку.
Слайд 13
Ткани, цвет, орнамент
Основными способами орнаментации домашних тканей
были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры
разнообразны по форме и колориту.
Слайд 14
Сарафан: новое – не всегда забытое старое
С течением
времени многие народные виды одежды канули в лету. Несмотря
на разнообразие современного женского гардероба, сарафаны продолжают жить, и в настоящее время снова популярны.
Слайд 15
В октябре 2010 году на Неделе высокой моды
в Москве Валентин Юдашкин представил коллекции сарафанных комплексов в
народном и современном стиле.
Слайд 16
Летом 2018 будут популярны сарафаны, поэтому каждая девушка
должна в обязательно порядке иметь его в своем гардеробе.
Слайд 17
Анкетирование
С целью выявления отношения к сарафану как виду
одежды, я провела анкетирование среди учащихся школы и взрослых.
Им были предложены следующие вопросы:
1. Есть ли в вашем гардеробе одежды сарафаны? Если есть, то какие?
2. Назовите достоинства, преимущества сарафана в сравнении с другими видами одежды.
3. Каким он должен быть сарафан, чтобы считаться модным и популярным видом одежды?
4. Кому вы бы рекомендовали его носить? (возраст, социальный статус, особенности фигуры)
5. Отвечая на вопрос: «Из каких предметов состоял русский народный костюм?» что бы вы назвали первым?
6. Знаете ли вы о сохранившихся в вашей семье народных костюмах?
Слайд 18
Вывод: сарафаны - очень распространенный вид одежды как
повседневной, деловой, так и нарядной. Мы ценим его за
удобство, разнообразие и универсальность. В гардеробе современной модницы обязательно найдется место сарафану. Мы на уроках технологии шили сарафан, и у меня неплохо получилось. Я думаю, что в дальнейшем я еще сошью себе новые модели сарафана или что-то другое, и скорей это будет в фольклорном стиле.
Слайд 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения работы я познакомилась с историей
народного сарафана, многообразием его видов, особенностями кроя, рассмотрела старинные
образцы, сохранившиеся только в коллекциях музеев, узнала современные направления сарафанной моды, выявила отношение учащихся к этому виду одежды.
Исследователей русского народного костюма в старинных сарафанах привлекает богатство цвета и украшений, простота и лаконичность кроя, изящество форм, универсальность и целостность ансамбля костюма, образа человека и окружающей среды.
Слайд 20
Литература.
Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.
А.Е.
Клиентов. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.
Первые
страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.
Л.А. Преображенский История раскрывает тайны. М.,1991 г.
Т.Я. Шпикалова. В мире народного творчества М.,1998 г.
Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.
Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
А.Ю. Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.
Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.