Слайд 2
Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для
нее характерно определенное обеливание и яркая роспись.
Слайд 3
Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково,
что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова.
Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.
Слайд 4
Сейчас мастерица не копает глину и не месит
ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из
керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограммов.
Слайд 7
Каждая игрушка от куска глины до готовой скульптуры выполняется
одним мастером. Если раньше много времени тратилось мастерицей на
подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.
Слайд 8
Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из
шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и
отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.
Слайд 9
Все основные элементы игрушки делают в первую очередь.
Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое.
Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.
Слайд 11
Сушат слепленную заготовку в течение 3-5 дней, иногда
дольше, на воздухе.
В старые времена игрушку обжигали в русских печах.
Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.
Слайд 12
Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы
прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На
этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.
Слайд 13
Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000
градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность.
Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.
Слайд 15
После печи заготовка получается коричнево-красной. Для побелки в
старину использовали раствор мела на молоке - окунали игрушку
целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.
Слайд 16
Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые
наносят кистью.
Слайд 17
Финальная часть процесса - роспись.
Слайд 18
Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски
растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая
гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.
Слайд 19
Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие
кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали -
это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.
Слайд 20
Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали
- смеси цинка и меди. Они блестят и придают
вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.
Слайд 42
Чем отличается лошадка и баран? Для лошадки слепим
гриву, ушки-листочки и хвост калачиком.
Слайд 43
Для барана сделаем крутые рожки и челку-веночек.
Для оленя
слепим ветвистые рога, а для козлика рога-месяцы и бородку
клинышком.
Слайд 46
Придумаем для каждой куклы красивую прическу из отдельных
шариков, валиков или жгутиков. Уложим их на голове в
косы, веночки или башни.
Из такой фигурки могут получится самые разные ку- колки.
Слайд 47
Барыни, няни и доярки отличаются друг от друга
не только прической , но и одеждой. Различаются
головные
уборы и отделка на платьях.
Слайд 48
Лепка птиц (петух, уточка, гусь, индюк) по мотивам
дымковской игрушки.