Слайд 2
Историческая справка
История костюма представляет собой отражение истории человека
и человеческого общества
Много веков складывался и сохранялся народом образ
национальной одежды.
Характерные черты Русского костюма – многообразие форм, типов, многосоставность каждого комплекса одежды, декоративность художественного решения, самобытный орнамент и способы исполнения.
Слайд 3
Национальную одежду носили в России вплоть до 17в.,
но сохранилась она у крестьян до наших дней как
праздничный наряд.
Верили люди в силу природы, поклонялись солнцу, ветру, деревьям, животным, множеству богов – охранителей скота, посевов, домов. Костюм отразил на себе верования людей в солярных символах и магических знаках.
Свою связь с мирозданием, пониманием себя как части природы нес не только костюм, но и предметный мир человека, и сам его дом. Перенос образов мироздания на все национальное русское искусство это одна из черт русской культуры.
Слайд 4
Самым выразительным и долговременным оказался крестьянский праздничный или
ритуальный костюм, сохранивший нам облик национальной одежды. В нем
отразились местные условия жизни, традиции и культура народа, материалы и декор.
Неотделимые от жизни земли, крестьяне редко отлучались из своих родных мест, своей деревни. Это сказалось на символике костюма, в которой нашли проявления обычаи, миропонимание, художественный вкус людей.
Слайд 5
Предмет исследования
Русский женский костюм
Широко раскинулась земля Русская,
поэтому невозможно определить какой – то один вид костюма.
Ученые выделяют 4 типа женского костюма:
- рубаха с сарафаном и кокошником;
- рубаха с поневой и сорокой;
- рубаха с юбкой андараком (суконной);
- платье кубельком.
Слайд 6
С древних времен женщины сами изготовляли всю одежду
для себя и семьи, вкладывая в нее свое умение,
вкус, традиции своей местности, свой природный талант.
Так, по цветовому строю, форме и узорочно можно было определить, откуда крестьянка родом.
Слайд 7
Из поколения в поколение передавалось мастерство и традиции
изготовления и украшения костюма. Готовя свое приданое и подарки
своему жениху, девушка рано садилась за ткацкий станок, пяльцы. В узорах старалась выразить свои пожелания, мечты.
Слайд 8
Символика цвета и орнамента в одежде
Русский народный костюм
отличает богатая красочность – многочисленные оттенки красного: червонный, багряный,
алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета.
Цвет в русском народном костюме всегда был символичным:
Красный цвет – жизнь, огонь, кровь.
Желтый – огонь (немного). Зеленый – (очень мало)
Синий, черный – тьма, горе.
Белый – свет, праздник.
Охра – земля
Голубой, серый – надежда
Слайд 9
Служил костюм людям не только защитой от
холода,
жары и всякой невзгоды, но и был
оберегом, потому
что в его цвете, в узорах зашифрованы магические
(колдовские) вышитые красными и черными нитями по
подолу, вороту, на рукавах и груди.
Костюм нес космическую символику: знаки плодородия
– ромбы с точками посредине, сложные ромбы; древо жизни
с предстоящими фигурами Матери – земли; образы
прорастания одной формы в другую (семантический смысл
рост и цветения).
Узоры включают солярную символику: круги, кресты, ромбы,
зигзаги – символы солнца, земли, дождя;
образы животного мира: павы, кони, барсы.
Слайд 10
Русский женский костюм
В одежде Русского Севера от древнерусского
костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с
рукавами.
На рис., слева — костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник.
Слайд 11
Русский женский костюм
На рис. слева изображен девичий костюм
Московской губернии середины XIX в. Он состоит из цветной
рубахи с широкими суженными книзу рукавами и косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пуговицами. Жемчугом расшит головной убор, косник, ожерелье.
На рис. справа — прямой сборчатый сарафан более позднего периода. Его делали из четырех — восьми прямых полотнищ ткани, собранных вверху мелкими складками.
Прямые сарафаны шили из набивной ткани: сатина, ситца, атласа, кашемира, парчи с цветочным узором. Рубаху к нему также делали из яркой цветной ткани.
Слайд 12
Русский женский костюм
В южнорусском костюме вместо сарафана более
широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда
на холщовой подкладке.
Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу.
Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой.
Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.
Слайд 13
Русский женский костюм
Самой декоративной и
богатой украшенной частью
как северного, так
и
южного женского костюма
был передник.
Передник обычно делали
из холста, украшали
вышивкой, тканым узором,
цветными отделочными
вставками.
Край передника
оформляли зубцами, белым
или цветным кружевом,
бахромой.
Слайд 14
Головные уборы
В Русском народном костюме сохраняются старинные головные
уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы,
для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки»), разнообразные повязки и венцы.
Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.