Обоснование проекта
На занятиях элективного курса «Бисерные фантазии», который ведёт Яковлева Тамара Михайловна я научилась делать из бисера украшения, сувениры, подарки, но со временем когда в процессе занятий я узнала древнюю историю появления бисера у меня появилось желание выполнить вышивку бисером панно Казанской Божьей Матери.
На занятиях я узнала, что впервые на территории Руси стекольные мастерские появились в 11 веке в Киеве. В них производили бусы, бисер, смальту для мозаик, сосуды. Изделия русских мастеров имели особые самобытные черты, а стекло не уступало по качеству венецианскому. Позднее бусы стали делать в Новгороде, Полоцке, Рязани.
Бисеронизание– это искусство, в котором сплетаются мастерство стеклодела, создающего миниатюрные разноцветные бусинки, умение вышивальщицы и фантазия художника.
В России в ХY111 – начала ХХ вв. бисер чаще всего использовался для вышивке по канве и холсту, изготовления изделий в технике плетения, вязания, ткачества. Российские мастерицы расшивали бисером панно и картины, сумочки, кошельки и футляры. Его применяли для отделки платьев и головных уборов, для изготовления ожерелий и серёг. Широко использовали также для отделки церковных облачений и утвари, украшений переплётов книг и окладов икон.
Широко применяли бисер в народном костюме. В Псковской губернии например, кокошник густо покрывали вышитыми узорами из перламутра, бисера, жемчуга.
России жемчугом, бусинами , лентами расшивали поневу – верхнюю
юбку. На Крайнем Севере вышивкой бисером отделывали шубы, обувь, оленью упряжь. Богато украшали и свадебный головной убор – повязку шириной 10 -12 см., налобная часть, которой вышивалась разноцветным жемчугом, бисером белого, жёлтого, зелёного, синего и чёрного цветов геометрической фигуры в виде кругов, овалов и крестов по красному фону. Между кругами – розетки из стекляруса с радиально отходящими во все стороны лучами.
Вышивать свадебный головной убор умели все женщины. Этим занимались официальные мастерицы, выполнявшие работу на заказ. Его берегли и передавали по наследству.
На уроках факультативных занятиях, которые ведёт Тамара Михайловна я научилась уменьшать, увеличивать рисунок. Ознакомилась со способами перевода рисунка на бумагу, чувствовать оттенки и цвета в работе с вышивкой
бисером, быть экономной в работе с материалами, уметь отличать блестящий бисер от матового бисера, качественный не линяющий от некачественного линяющего бисера, учитывать размер бисера.
Обоснование проекта работы вышивки бисером иконы Казанской Божьей Матери для меня послужило то, что моя семья православная. Я очень люблю своих родителей и эта вышивка будет хорошим подарком. Работы вышитые бисером оригинальны, долговечны и красивы.
Слайд 4
Рассмотрение аналогов
Работа вышивка
бисером требует умение наблюдать, развитого воображения, специальных знаний и
умений. Бисер – это мелкие цветные бусинки, которые можно нанизывать на нитку, получая замечательные изделия. Бисер - как поделочный материал и осваивая простые композиции вышивки бисером постепенно познаёшь его декоративно-технологические возможности. При этом очень помогают наглядные пособия (рисунки из журналов , посещение
выставок, музеев, выезды на природу). Я сама с учителем разрабатывала свои композиции для будущих работ.
При изготовлении панно нам приходилось самостоятельно решать конструкторские, технологические и оформительские задачи, искать оригинальное решение той «изюминки», которая выделила бы наши работы среди других.
Овладев лишь азами декоративного искусства, как работа с бисером начинаю уже по иному воспринимать красоту увиденного, стремиться разобраться в художественных приёмах и тонкостях её воплощения.
Слайд 5
Я пересмотрела пособия по рукоделию и у
меня появилась идея создания панно вышивкой бисером иконы Казанской
Божьей Матери
Работу с бисером я начинала с плетения обычных браслетов, фенечек, цветочков, зверюшек, но главное моё увлечение – вышивка картин. Оно и привело к поиску новой технологии вышивания. Родилась идея вышивать бисером по бумаге без применения канвы. Это значительно упростило и ускорило вышивание и в итоге сделало процесс изготовления бисерной картины более технологичным. По разработанной нами технологии были выполнены из бисера небольшие картины, размером 8Х12 «Лето», «Зима». Где взять эскизы для работ. В этом мне помог учебник, а также художественные открытки, детские книжки раскраски. Я собираю весь понравившийся материал: рисунки, схемы и.т. д. в «копилку».
Маркетинговое исследование.
Материалы и инструменты:
Готовый рисунок в цвете, скотч, игла для бисера № 12, 13 нитки лавсановые тонкие прочные разных цветов применяемых в рисунке, бисер соответствующих цветов, ткань хлопчатобумажная, ДВП, рамка, клей ПВА, плотная бумага.
Стоимость. Сколько это будет стоить? Видимо недорого. Основную стоимость составит бисер, ткань, рама, нитки и то, что работа выполнена своими руками.
Слайд 6
Функциональность изделия
Икона вышитая бисером Казанская Божья Матерь может украсить
классную комнату в школе, столовую, учреждения, офисы, комнату в собственной квартире, как ритуал освящённая Божий Православный Храм.
Внешний вид изделия.
Картина выполнена бисером разных цветов, на свету отсвечивает разными оттенками, размером30Х40 см., в рамке.
Слайд 7
Изготовление картины из бисера.
Материалы и инструменты: эскиз или готовый рисунок в цвете,
скотч, игла для бисера № 12,13, нитки лавсановые тонкие, прочные двух основных цветов, применяемых в рисунке, бисер соответствующих цветов, ткань хлопчатобумажная, ДВП, рамка, клей ПВА, плотная бумага.
Этапы и содержание работы.
1. Создание эскиза в цвете (готовый рисунок – икона Казанской Божьей матери). Схема для вышивки крестом.
2. Подготовка рисунка к вышивке. Бисерины диаметром 2.5 см. Проклеить лист бумаги скотчем с обратной стороны.
3. Пришить проклеенный лист бумаги с рисунком на хлопчатобумажную ткань швом «вперёд иголку». Размер ткани должен превышать на 10 см. лист бумаги с рисунком.
4. Подбор бисера по цвету. Подобрать цветовую гамму бисера в соответствии с рисунком. Проверить сочетание цветов бисера друг с другом на образце. Сделать это необходимо, поскольку в следствии оптического смещения цветов собранные вместе бисерины не сохраняют свой подлинный цвет, а изменяют его под воздействием света.
Слайд 8
Вышивание картины бисером.
5.Мысленно разделить рисунок
на квадраты. Вышивать швом «назад иголку» по з бисеринки
одновременно. Ход работы 5
Оформление готовой
картины 6
Вырезать лист ДВП, размер которого соответствует размеру вышитого изображения. Наложить лист ДВП на изнаночную сторону ткани с вышивкой. Отогнуть края ткани на лист ДВП и зашить. Вставить картину в рамку.
Слайд 9
Технологическая карта.
Вышивка бисером иконы Казанской Божьей Матери
Слайд 10
Ножовка, нитки, игла, ножницы, картина, плотная бумага, мебельные
гвоздики, молоток.
Слайд 11
Экономические расчёты
Стоимость вышитой бисером иконы Казанской Божьей матери
можно вычислить следующим образом:
Стоимость хлопчатобумажной ткани размером 40Х50см. -10р.,
так как 1м. ткани х/б при ширине 80см стоит 20 руб.
Стоимость скотча – 5р., так как стоимость1бобины шириной 10см. 25р. А на работу ушла 5 часть бобины.
Нитки катушечные лавсановые тонкие стоят - 1 катушка – 10р.
На вышивку картины ушло 3 катушки по 200м. каждая 30р.
Рамка 100 рублей.
ДВП размером 30Х40см. -20р. –обрезки – магазин «Сделай сам».
Бисера ушло на вышивку картины 700грамм. В Китае 1пакетик 20гр. стоит 7р. -700гр. Стоит 245 р.
Вышивка бисером трудоёмкая и сложная работа я вышивала её 3.5 месяца. Всё своё свободное время я занималась вышивкой, в день в среднем по 5 -6 часов. Я бы свою работу оценила в 1000 рублей.
Итого затраты на материалы составили – 420 рублей. Вышивкой я занималась при дневном свете. Общая стоимость моей очень ценной для меня работы 1420 рублей
Самооценка проекта
Вышитая бисером икона Казанской Божьей Матери получилась оригинальной, красивой, такой какой я и хотели её видеть. Я прониклась любовью к бисерному рукоделию. Моя работа под воздействием света переливается разными цветами, свой подлинный цвет не сохраняет. Все мои родные восхищаются моей работой. Я очень рада и счастлива что своей работой я порадовала своих родных. Эта работа долговечна и ещё долго будет радовать моих родных, а возможно в будущем перейдёт по наследству.
Мы с Тамарой Михайловной выбрали новую технологию вышивать бисером по бумаге без применения канвы. Это значительно упростило и ускорило вышивание и в итоге сделало процесс изготовления бисерной картины более технологичным.
Слайд 12
Литература:
1. Журнал Школа и производство №2
2006г.
2. Фенечки для девочек. Москва
«Премьера» ООО «Фирма «Издательство АСТ» 2000
3. Журналы «Ксюша», №2, 3, 5, 2002г.
4. Свой дом украшу я сама Н.В. Ерзенкова.
5.Грибова Л.С.Народное искусство Коми.- М., 1992.
6. Ляукина М.В.Основы художественного ремесла: Бисер. – М., 1998