Слайд 2
Технологический процесс производства стеклянных изделий состоит из следующих
этапов:
приготовление стекломассы
варка стекломассы
выработка изделий
отжиг
обработка и разделка стеклянных изделий
Слайд 3
1. Основные (стеклообразующие) материалы
Слайд 6
2. Вспомогательные материалы
Слайд 7
3. Подготовка сырья
Подготовка сырья включает
обогащение (очищение песка от
нежелательных примесей)
сушку
измельчение
По специальному рецепту из подготовленных основных и
вспомогательных материалов составляют шихту, затем в смесительных аппаратах их смешивают до получения однородной массы. Также в шихту добавляют 25-30% стеклянного боя (отходы производства)
Слайд 8
4. Варка стекла
Варка ― основная стадия технологического процесса,
от которого зависит качество стекла.
1. Силикатообразование. Первичные реакции в
шихте происходят еще в твердой фазе. При температуре 740-8000С появляется расплав, в котором растворяются известняки и частично зерна кварца, образуются простые и сложные силикаты. Силикатообразование заканчивается при температуре 900-10000С
Слайд 9
2. Стеклообразование. Полное растворение зерен кварца и силикатов
в сложном расплаве стекла. Стекломасса становится жидкой и относительно
прозрачной, но неоднородной с большим количеством газовых и твердых включений. Эта стадия завершается при 1150-12000С
3. Осветление. Происходит освобождение стекломассы от газовых и воздушных включений ― дегазация при температуре 1450-15000С. Вязкость стекломассы понижается
Слайд 10
4. Гомогенизация ― длительная выдержка стекломассы при температуре
1450-15000С. Стекломасса выравнивается по химическому составу и становится более
однородной, высвобождается от стекловидных нитевидных включений ― свилей
5. Студка или охлаждение стекломассы до температуры 1200-12500С. Когда стекломасса охлаждается, а расплав приобретает рабочую вязкость, можно формовать изделия
Слайд 11
5. Выработка изделий
1. Прессование отличается высокой производительностью и
экономичностью. Этим способом изготавливают изделия простой формы (стаканы, блюдца).
Процесс происходит в металлических формах. Производят изделия с гладкой поверхностью и с рельефным рисунком. Прессованные изделия от выдувных можно отличить по следующим признакам:
верхний диаметр изделия больше
на внешней стороне изделия ― швы от пресс-формы
дно толще, чем стенки
Слайд 12
2. Выдувание может быть ручным или механизированным. Этим
способом вырабатывают тонкостенные чайные и винные стаканы, графины, вазы
для цветов, химическую посуду.
3. Прессовыдувание сочетает прессование и выдувание. Вначале выпрессовывают заготовку и отделывают края изделия, а затем заготовку выдувают сжатым воздухом до заданных размеров. Этим способом производят графины для вина, масленки, тарную посуду (бутылки)
Слайд 13
4. Литье и центробежное литье. Изделия художественно-декоративного назначения
изготавливают методом литья. Стекломассу заливают в специальную форму, где
она охлаждается и принимает очертания формы. При центробежном литье в быстро вращающуюся форму подается порция стекла, которая равномерно распределяется и приобретает конфигурацию готового изделия.
Слайд 14
6. Отжиг и обработка стеклоизделий
Изготовленные изделия направляют на
отжиг, где происходит устранение или ослабление внутренних напряжений, возникающих
при неравномерном остывании вснутренних и внешних слоев стекла.
В процессе отжига изделие нагревают или охлаждают до температуры 530-5800С и выдерживают 7-15 минут, за это время напряжения в различных слоях стенок постепенно выравнивается. После этого изделие медленно охлаждают. От качества проведенного отжига зависит термическая устойчивость изделия. Плохо оттоженные изделия уже при транспортировании или в процессе хранения покрываются трещинами или просто разрушаются.
Слайд 15
Обработка изделий включает отделение колпачков у выдувных изделий,
обработку края и дна изделия, притирку пробок к графинам
Слайд 16
7.Украшение стеклоизделий
На основную массу выдувной посуды наносят украшения,
т.е. производят их разделку. Изделия украшают или в процессе
их выработки (в горячем состоянии), или когда они готовы (в холодном состоянии).
Слайд 17
1. Украшения наносимые на стеклоизделия в процессе их
выработки (в горячем виде):
1.1. Цветное стекло получают
при добавлении красителей в стекломассу.
Слайд 19
1.2. Изделия с нацветом
изготавливают из
одного слоя стекла и покрывают одним или двумя слоями
интенсивно окрашенного стекла.
Рубиновый нацвет, гравировка
Слайд 20
Хрусталь, нацвет. Кобальт нацвет
Слайд 22
1.3. Украшение под мрамор получают в процессе варки
молочного стекла, к которому добавляют молотое неразмешанное цветное стекло,
за счет чего создается впечатления прожилок в мраморе. Аналогичным способом украшают стеклянные изделия под малахит.
1.4. Украшение стеклотканями. Стеклоткань определенного размера накладывают на почти готовое изделие, ткань сплавляют с поверхностью стекла, а изделие довыдувают.
Слайд 23
1.5. Украшение цветной насыпью. Разогретую заготовку прокатывают на
столе по насыпанному измельченному цветному стеклу, которое обволакивает заготовку
и приплавляется к ее поверхности, после этого заготовку еще раз разогревают.
1.6. Гутенская работа характерна для изделий, выдуваемых без формы. Углубления, выпуклости и прилепы на поверхности художник осуществляет по своему замыслу.
Слайд 24
1.7. Украшение «кракле»
заготовку опускают в холодную воду, затем
разогревают ее в печи и довыдувают.
Поверхность изделия при
этом покрывается маленькими и крупными трещинами, образующими своеобразный узор.
Слайд 26
1.8. Украшение филигранью или витьем придает изделию ажурностью,
имеет вид двух- или трехцветных спиралевидных нитей.
1.9. Люстры
получают путем нанесения на поверхность изделий растворов органических соединений металлов в органических растворителях и последующего обжига. При обжиге растворители выгорают, а пленка металлов или их оксидов закрепляется на поверхности.
Слайд 27
1.10. Поверхность изделий с разделкой (ирризация) отличается радужными
переливами. Изделия нагревают в муфельной печи в атмосфере паров
смеси хлористого олова , азотно-кислого стронция и хлорного бария, которые оседая на поверхности изделия, прочно соединяются с ней и придают различные оттенки с переливами (напоминают перламутр)
Слайд 29
2. Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном
состоянии), выполняются механическим и химическим способами, живописью и декалькоманией.
Механическим
способом на изделия наносят:
2.1. Матовая лента. К поверхности изделия при его вращении прижимают металлическую полоску, под которую подают песок с водой; песчинки царапают стекло, и получается матовая полоска
Слайд 30
2.2. Номерная шлифовка представляет собой рисунок в виде
ямок, желобков, соединенных наклонными прорезями. Наносится рисунок с помощью
песчаных, корундовых и наждачных кругов
Слайд 31
2.3. Алмазная грань ― резьба
на стекле
Рисунки состоят
из глубоких прорезей и канавок трехгранной формы, образующих сложный
геометрический узор. Алмазная грань наносится с помощью корундовых и электрокорундовых кругов, заточенных под определенным углом. Затем изделие полируют смесью 40% плавиковой кислоты и 95% серной кислоты.
Слайд 33
2.4. Гравировка
рисунок плоский, без больших
углублений, матовый, чаще растительной тематики, наносится с помощью медных
и алундовых дисков разных диаметров.
Слайд 34
2.5. Прямая широкая грань наносится на изделия чугунными
или песчаными шайбами.
Слайд 35
Химическим способом на изделия наносят травления:
2.6. Простое и
сложное травление: изделие покрывают мастикой из воска, парафина, канифоли
и скипидара, затем с помощью тонкой иглы вычерчивают в ней рисунок. Затем обнаженную поверхность стекла подвергают травлению в ванне плавиковой кислотой 15-30 минут при температуре 40-600С, где и происходит реакция образования рисунка (светлое травление) SiO2 + 4HF = SiF4 + 2H2O
Слайд 36
Для простого травления характерен несложный рисунок, который выполняется
на гильоширных машинах, более сложный рисунок наносят на пантографических
машинах (сложное травление)
2.7. Глубокое травление выполняется на двух- трехслойном стекле вручную кисточкой. Путем многократной обработки плавиковой кислотой на поверхности изделия получается рельефный рисунок