Слайд 2
Роман-эпопея "Тихий Дон" занимает
особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни
и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М. Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.
Слайд 3
Сюжет романа Тихий Дон
В центре повествования эпопеи "Тихий
Дон" – непростая судьба донского казака Григория Мелехова, чья
жизнь оказалась неразрывно связана с переломными для России историческими событиями — Первой мировой войной, Октябрьской революцией и Гражданской войной.
На Дону, в стороне от станицы Вёшенской, на хуторе Татарском живет семья старого казака Пантелеймона Прокофьевича Мелехова.
Григорий, младший сын Мелехова, горячо полюбив замужнюю женщину — жену соседа Степана Астахова Аксинью, добивается от нее взаимности. Со всей страстью отдаются они запретному чувству, которое не остывает даже тогда, когда по настоянию отца Григорий женится на Наталье Коршуновой.
Решив после свадьбы прекратить отношения с Аксиньей, Григорий и с нелюбимой женой не находит счастья. Проблемы в личной жизни влекут за собой и бытовые неурядицы. Григорий уходит из отчего дома и уводит с собой Аксинью, желая создать с ней семью.
Но в то время, когда Мелехов-младший и его возлюбленная пытаются зажить по-новому, мирное существование всей страны и казаков-станичников заканчивается: Россия вступает в Первую мировую войну. С этого момента пути Григория, его родных и близких станут переплетаться самым неожиданным образом, а сам он в поисках правды и личного счастья не раз будет круто менять свою жизнь.
Слайд 4
К созданию женских характеров
Шолохов обращается уже в самом начале творческого пути. Но
если в рассказах характеры женщин только намечаются, то в "Тихом Доне" Шолохов создает яркие художественные образы.
Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб - Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняша, Анна Погудко и другие.
Слайд 5
В съемках картины приняли участие великолепные советские актеры:
Элина Быстрицкая, Петр Глебов, Людмила Хитяева, Зинаида Кириенко, Борис
Новиков, Михаил Глузский, Николай Смирнов, Петр Чернов, Вадим Захарченко, Михаил Васильев, Александр Шатов и другие.
Год создания: 1957
Страна: СССР
Студия: Киностудия им. М.Горького
Режиссёр:Сергей Герасимов
Продолжительность: 330 мин.
словам Михаила Шолохова Элина Быстрицкая - это "Аксинья, лучше
которой уже никогда не будет."
Актрисе удалось с большим мастерством пережить страстность натуры, силу чувства и обаяние простой донской казачки.
За эту роль Элина Быстрицкая удостоена звания Почетной казачки.
Элина Быстрицкая
Слайд 7
Наталья Мелехова
Актриса создала
ярчайший образ. Она наделила Наталью Мелехову мощным драматическим темпераментом,
сильными чувствами, нежеланием мириться с унижением и предательством. Казалось, что только в этой молодой актрисе и могла ожить героиня Шолохова.
Зинаида Кириенко
самобытный характер человека, раздираемого противоречиями, мечущегося по кровавым полям
Гражданской войны в поисках своей правды, переходящего из одного стана в другой и, наконец, сознающего свои трагические заблуждения, — образ труднейший для экранного воплощения. Петру Глебову эта роль оказалась по плечу. Такие сцены, как первый бой, как похороны Аксиньи, как возвращение домой и встреча с Мишуткой в финале, сыграны актёром с огромной трагической силой.
Пётр Глебов
Григорий Мелехов
Слайд 9
Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой
– это противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной»
Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой – это противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной».
заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь. На нелюбимой
женился Григорий.
В дом Мелеховых Наташа вошла сразу во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием, «работящая Наталья вошла свекрам в душу».
С годами Наталья меняется, но автор подчеркивает в ней черты, говорящие о её работоспособности и трудолюбии.
Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью. Она не целуется до свадьбы с мужем, потому что «совестно», а сама, озаренная счастьем, высчитывает дни, оставшиеся до свадьбы.
Наталья – однолюбка. Её любовь непонятна горячему по
нраву Григорию, глубоко скрыты чувства Натальи. «Ты как этот месяц,- говорит ей Григорий,- не холодишь и не греешь».
С рождением детей Наталья меняется, она становится увереннее. «Расцвела и похорошела диковинно»,- замечает о ней автор. Любовь её стала согревающей. Наталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится нелегко. Героиня ведет сложный поединок со своей судьбой. Оскорбительно для неё поведение мужа, тайком встречающегося с Аксиньей, унизительны насмешки хуторян.
Мучаясь от роковой отрешенности Григория, Наталья идет вымаливать его у Аксиньи в Ягодное. Её любовь жертвенная, она любит до самозабвения.
Слайд 12
Наталья превосходит
Аксинью талантом удивительной верности, нескончаемого терпения. Её огромная страждущая
душа – самая крепкая ограда для всего дома…Это чувствуют и ценят все Мелеховы, а Ильинична находит в невестке надежную союзницу в борьбе за домашний очаг.
Наталье безумно трудно, она противостоит не только Аксинье, против неё восстает война, забирающая Григория.
Наталья немногословна, хотя её терзают острые внутренние боренья.
силе её переживаний говорят не слова, а поступки. Не
выдержав нелюбви Григория, она пытается покончить с собой и даже идет на страшный грех – избавляется от ребенка. Она не упрекает мужа, а лишь сурово молчит.
Слайд 14
Великое чувство любви к
Григорию пронесла Наталья через всю жизнь. Этим она вызвала
зависть легкомысленной гулящей Дарьи.
Умирая, Наталья «простила Григорию всё…и вспоминала о нём до последней минуты».
Традиционное народное понимание предназначения любви – это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор всегда остается за семьей, долгом, детьми. Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнством, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».
Слайд 15
Аксинья – полная противоположность
Натальи. В Григории борются два чувства – страстная любовь
к Аксинье и тоска по семейной жизни. Неслучаен такой выбор имен писателем: Аксинья означает «чужая», а Наталья – «родная».
Слайд 16
Аксинья – воплощение непосредственной
жизни, бурного протеста. «Не таюсь, грех на мне. Бей,
Степан!»- говорит она, глядя в глаза мужу, и снова, улучив момент, идет на встречу с Григорием.
Слайд 17
Автор подчеркивает
в Аксинье силу, цельность, горячность чувства, удивительное стремление к
счастью. У нее пламенное сердце. Любовь Аксиньи – это глубокий, страстный порыв, утверждающий право на личную свободу человека.
Слайд 18
Аксинья гордится своей
любовью, она, наконец, почувствовала себя счастливой. До этого видела
она в жизни только горе. Молоденькой девочкой подверглась насилию, потом - замужество не по любви, побои мужа.
В ответ на упреки она с вызовом кричит Пантелею Прокофьевичу, отцу Григория: «За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» За свою любовь Аксинья готова вынести любые мучения: побои и ревность Степана, злые сплетни, домогательства Листницкого, разлуку с Григорием и тяжелую болезнь, смерть дочки, постоянные скитания, всеобщее осуждение.
Слайд 19
Григория и Аксинью многое объединяет.
Это мятежные, ищущие души. В них неискоренима тяга к
чему-то запредельному, безумному, бушующему. Григорий любит Аксинью, но изломана судьба не только у Натальи, но и у Аксиньи тоже.
Любовь солдатки, гуляющей в отсутствие мужа, «жалмерки», каковой стала во всеобщем представлении Аксинья после близости с Мелеховым, - обычное дело для казачьего хутора, и Григорий не воспринимает вначале всерьез предложение Аксиньи бежать с хутора. Обидными словами отвечает он на её упреки. Горько Аксинье от ощущения растоптанности чувства.
Слайд 20
Постепенно Григорий понимает, что по-настоящему привязан к Астаховой,
чувствует он «сосущую тоску». Глядя на нелюбимую Наталью, он
постоянно вспоминает Аксинью, сравнивает их, и это сравнение не в пользу жены.
Большое значение в развитии отношений Григория и Аксиньи
имело рождение дочери. Даже неугомонный Пантелей Прокофьич перестал настаивать на возвращении сына домой. Меняется портрет Аксиньи, она предстаёт уже не порочной «жалмеркой», а женщиной-матерью.
Тоска по умершему ребенку, по ласке, теплу не позволила
Аксинье противостоять напористым ухаживаниям Листницкого, не смогла она, в отличие от Натальи, хранить верность любимому. Виной этому её горячий нрав, страстная натура, неумение сопротивляться наплыву чувств, сдерживать их, прятать глубоко в себе.
Она тяжело переживает уход Григория к Наталье.
В финале книги любовь Аксиньи и Григория
приобретает трагически возвышенный, совершенно иной характер. Горяча и страстна любовь Аксиньи, она готова идти за возлюбленным хоть на край света, не боясь никаких трудностей. Аксинья проникается к Григорию почти материнской нежностью. Она окружает лаской и заботой Полюшку и Мишатку. Любовь к Григорию помогает ей сблизиться с Ильиничной. Это уже совсем другая Аксинья.
Слайд 24
Григорий забирает
Аксинью, чтобы бежать с ней на Кубань. Нет над
ними больше никакой власти; духовная, крепкая, ничем не объяснимая связь осталась их единственным богатством. Теперь им представилась возможность жить чистой, открытой, свободной жизнью. «А я всё боюсь – не во сне ли это?» - говорит Аксинья, боясь поверить своему счастью.
Слайд 25
Она следует за любимым по
дорогам войны, вместе с ним терпит лишения. Смертью на
руках Григория заканчивается ее скорбный и счастливый жизненный путь.