Слайд 2
Однажды, изучая мифологию коренных народов Ямала, я узнала,
что ненецкие шаманы для призывания духов-помощников используют бубен.
Моя
цель: Узнать из чего сделан ненецкий бубен. И для каких целей он нужен шаману.
Слайд 3
Ненецкий бубен (пензер, пендер, пендерко, тадибе-пензер) имел круглую,
реже овальную форму, небольшой размер (50-60 см в диаметре).
Обечайку (шириной до 8 см) делали из лиственницы, реже - из ели. На внешней стороне обечайки устанавливали семь или четырнадцать столбиков, вырезанных из березы, березовой губы, реже - из рога оленя, мамонтовой кости. На столбики натягивали жильную нить или тонкие ремешки. Обечайку обтягивали кожей дикого, реже домашнего оленя, "пожертвованного" светлым небесным духам. Внутри бубна к обечайке привязывали ремнями сложную деревянную рукоять в виде развилки. Рукоять состояла из двух палок: основной, расположенной по продольному диаметру, и боковой-короткой. На обеих палках вырезали семь изображений - обычно плоские или скульптурные головы и лица духов шамана (тадебцё).
Слайд 4
Рукоять делали обычно березовую, иногда употребляли рог оленя,
при этом его не вытачивали, а подбирали естественно разветвленные
рога. В верхней части бубна иногда укрепляли цепочки с колокольцами. На некоторых бубнах на наружной стороне обтяжки имелся кружок. Этот кружок иногда обводили красной краской. Перед натягиванием на обечайку кожу смачивали и в центр ее завязывали круглую монету для того, чтобы при высыхании кожи имелся запас, иначе, высохнув, кожа могла лопнуть. При подсыхании кожи монету вынимали. Эта монета (или металлическая бляха) и оставляла след в виде кружка в центре бубна.
Слайд 5
Бубен для шамана – это живое существо. Во
время камлания шаман с помощью бубна может призывать духов-помощников,
вводить себя и окружающих в транс, путешествовать в иные миры, а также с помощью шаманского бубна возвращаться оттуда. В древности бубен шамана связывали с его жизненной силой. Для шамана бубен – не просто обечайка, обтянутая кожей, а Крылатый Конь, верный друг, на котором он путешествует по трехмерному миру.
Все шаманские бубны делаются на определенных фазах Луны (смотря какие задачи бубен, будет решать). До создания бубна Шаман в течение трех дней не принимает животную пищу. Весь процесс рождения происходит с согласованием Духов-помощников, которые помогают в процессе. Шкуры выделываются собственноручно. Также производится обряд по отправлению животного в небесные чертоги. Это делается для того, чтобы бубен долго служил своему хозяину. Только после этого производится оживление Коня-Ветра бубна. Если описать процесс, то он будет выглядеть так. Шаман отправляется в путешествие (внетелесный опыт), где встречается с Духом, который впоследствии будет входить в бубен в момент рождения.
Слайд 6
Колотушка (пенггабц или ладуранц) представляла собой деревянную узкую
лопаточку, обтянутую шкурой оленя или оленьей ровдугой. По старым
представлениям ненцев, бубен являлся шаманским оленем, переносившим шамана в "невидимые миры", и в то же время сам бубен служил "охранителем" оленьих стад от болезней, волков и т. д. Стремление выразить представление о бубне как об олене отразилось и в материале, из которого изготовлялся бубен. Рисунков на бубнах, как правило, не было. Животное, которое шаман “реанимирует”, является самым могущественным духом-помощником; когда оно входит в шамана, он превращается в мифического предка. Таким образом становится понятным, почему во время обряда “оживления” шаман должен рассказать о жизни животного-бубна: он поет о своей модели, образце, первичном животном, являющемся началом его племени. В мифические времена каждый человек племени мог превращаться в животное, то есть каждый мог принять состояние своего предка.
Слайд 7
У ненецких шаманов существуют свои личные деревья. Они
являются земным воплощением Космического Древа.
Выбор дерева, из которого
будет изготовлен обод бубна, зависит от духов. После того, как необходимое дерево найдено и из него сделан бубен, проводится церемония "оживления бубна". Бубен представляет собой микрокосмос с тремя сферами: Небом, Землёй и Нижним миром.
С его помощью можно увидеть средства, которые помогают шаману пройти сквозь все уровни и установить связь с нижним и верхним мирами. Удары бубна в начале сеанса, которыми шаман созывает духов, чтобы заточить их в бубне, прелюдия к этому путешествию. Поэтому бубен называют "шаманским конём".
В зависимости от того, в какую зону на бубне производится удар, Шаман может входить в контакт с соответствующим миром. Транс достигается благодаря танцу под мелодию. Именно в танце воспроизводится экстатическое путешествие шамана на Небо.
Слайд 8
Таким образом, я узнала, как и из каких
материалов ненецкие шаманы изготавливают бубны. А также, что бубен в
сочетании с магической музыкой, танцем и костюмом являются средствами осуществления шаманом магического путешествия.
В дальнейшем я хочу продолжить свое исследование и узнать , чем бубен ненецкого шамана отличается например от бубнов якутов или бурятов, потому, что мне это интересно.