Слайд 2
« традиции и обычаи МОРДОВСКОГО НАРОДА”
Программа элективного
курса с электронной версией
Тема 1. Структура финно-угорской языковой семьи.
Тема
6. Мордовская свадьба
Тема 7. Мордовская национальная кухня
Тема 8. Мордовские игры
Тема 9. Мордовские сказки и легенды
Тема 2. Виды поселений и жилищ мордвы. Обряды и верования связанные с домом ( Куд-ава, Кардаз- ава)
Тема 3. Особенности дохристианских верований мордовского народа. Верования и обряды связанные с растениями( Вирява- Богиня леса.) Верования и обряды связанные с водой ( Ведява)
Тема 4. Декоративно-прикладное искусство мордвы. Виды женских украшений: женские нагрудные, шейные и височные. Изделия из керамики и стекла, предметы быта.
Декоративная резьба по дереву.
Тема 5. Мордовский народный костюм. Материал и техно-логия изготовления одежды. Особенности искусства мордовской вышивки. Основные элементы и своеобразие традиционной женской и мужской одежды. Головные уборы.
Слайд 3
Тема 1. Структура финно-угорской языковой семьи
В
поисках путей и методов культурного возрождения мордовского народа
весьма актуальным является обращение к историческому прошлому, традициям и обычаям мордовского народа , его этнической истории, этно-генезу, непреходящим ценностям в области материальной и духовной культуры.
В ходе элективного курса «Традиции обычаи мордовского народа» рассматриваются традиции обычаи мордвы проблемы этногенеза и этнической истории мордвы, основные занятия, религиозные верования, вышивка и народный костюм, мордовские сказки и легенды, мордовские игры.
Цель курса –познакомить с традициями и обычаями мордовского народа, показать специфику и многообразие этнической культуры мордвы.
Задачи курса - дать представление об основных проблемах этногенеза и этнической истории мордвы, своеобразии материальной и духовной культуры мордовского народа и основных этапах ее развития.
Проведение занятий в таких формах способствует не только углублению знаний, но и лучшему восприятию этнических духовных ценностей.
Слайд 4
Финно-угорские языки – одна из самых
многочисленных языковых семей мира. Все финно- угорские языки произошли
от одного языка-основы. На этом языке говорил древний народ, который потом распался на части. Эти отдельные группы финно-угорского пранарода потеряли связь между собой, их языки обособились, стали развиваться своими путями.
Слайд 5
Прауральский
Прафинно-угорский
Праугорский
Прафинно-пермский
Прасамодийский
Южносамодийский
Северосамодийские
Прапермский
Прафинно-волжский
Прибалтийско -финский
Праволжский
Мордовский
Марийский
Финский. Карельский.
Ижорский. Венский.
Эстонский. Либский
Ненецкий
Энецкий
Удмуртский
Коми
Венгерский
Мансийский
Хантыйский
Слайд 6
Мордва относится к так называемым бинарным этносам –
народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих на
близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва-мокша проживает в основном в западных и южных районах республики, мордва-эрзя – в восточных и северо-восточных. Кроме того выделяется еще три небольшие этнографические группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане.
Мордва – это древнейший народ, история которого насчитывает более двух тысячелетий.
Слайд 7
Численность мордвы составляет около
миллиона. Она проживает в разных областях Российской Федерации, а
также за рубежом. В перечне народов России мордва по численности занимает 7 место (впереди русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы). Среди финно-угорских народов мира, к каким относится мордва, она на третьем месте после венгров и финнов.
Слайд 8
Общие черты, унаследованные от праязыка, сохранились
до сих пор, что позволяет доказать родство финно-угорских языков:
Близкое звучание некоторых слов;
Многопадежность – во всех финно-угорских языках много падежей:
в эрзянском – 11, мокшанском – 12, финском – 15, коми-пермяцком – 17, венгерском – 22;
Отсутствие приставок и предлогов;
Наличие послелогов;
Отсутствие грамматической категории рода.
Слайд 9
Этноним мордва в своей основе восходит
к ирано-
скифским языкам
Ирано-скифское
МАРТИУА - мужчина, человек
МОРД + ВА
русский
собирательный суффикс
Слайд 10
Разделение мордвы на эрзю и
мокшу произошло более чем полтора тысячелетия назад (7 в.
н. э.). Различие в физическом облике эрзи и мокши свидетельствует об их длительной территориальной изоляции.
Эрзя восходит в своей основе к иранскому слову arsan, что переводится как мужчина, герой. Мокша по происхождению связано с наименованием реки, истоки которого уходят к индоевропейскому населению Среднего Поволжья, обитавшего здесь отдельными группами до расселения финно-угров.
Слайд 11
Национальный состав населения Республики Мордовия (по данным переписи
населения 2002 г.)
Русские – 540717 (60,8%)
Мордва – 283861 (31,9%)
Татары
– 46261 (5,2%)
Другие национальности – 14227 (1,7%)
Национальная принадлежность на указана – 3700 (0,4%)
Численность населения в 2002 г. составила 888,7 человек
Городское население – 60%
Сельское население – 40 %
Слайд 13
Мордва называла свою землю Карго мастор
– журавлиная страна ( птица в мордовском фольклоре
– символ свободы, счастья), которая была частью древнего финно-угорского государства
Мордовский народ стал известен по письменным
источникам с 6 века нашей эры
Слайд 14
В мордовских языках отсутствует слово семья
в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию
соответствует слово куд(о) – дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети. В традиционном быту, как правило, семья называлась именем предка или его прозвищем, которое передавалось из поколения в поколение. В ряде мест данный обычай сохраняется и поныне.
Тема 2. Виды поселений и жилищ мордвы
Слайд 16
Для мордвы вплоть до нач. 20
в. были характерны большие патриархальные семьи численностью 30-40 человек,
затем преобладающими становятся малые семьи. До распространения христианства существовало многоженство.
Долгое время сохранялась родовая организация. Род состоял из патриархальных семей, во главе каждой стоял куд-атя (кудо – дом, атя - старик), родом руководил покштян (покш – большой, атя - старик). Каждые род имел свое кладбище, священную рощу, где производились моления, знак собственности – тавро.
Слайд 17
Символом рода выступала родовая свеча – атянь
штатол. Согласно народным воззрениям, она – древнейший культурный символ
мордвы, и пока горит штатол, будет продолжаться род.
Слайд 18
Планировка поселений была разнообразна – беспорядочная, круговая, рядовая,
радиальная и уличная.
Поселения мордвы разнообразны
Для северных районов проживания мордвы
был характерен гнездовой тип расселения, при кото-ром деревни распо-лагались группами.
Слайд 19
Жилищем древней мордве служили землянки. Под воздействием славян
на смену землянкам пришло наземное жилище - куд(о)
Слайд 20
Постройки в основном были срубной конструкции, предпочтение при
строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была
солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей.
Слайд 21
Непременной принадлежностью эрзянской жилой избы помимо
главной лавки покш эзем и кухонной вешкезем являлся невысокий
настил-ларь коник ланго, занимавший место от двери до боковой стены.
В красном углу стоял большой дощатый стол – место еды для всей семьи. В красный угол сажали почетного гостя. Здесь же совершались свадебные, похоронные и другие семейные обряды.
Слайд 22
При ознакомлении с религиозными верованиями мордвы прежде всего
обращает на себя внимание большое количество женских божеств: леса
–Вирява, земли – Модава, воды – Ведява и др.
Религиозные представления мордвы
Слайд 23
Своего верховного бога мордва именовала Шкай,
Нишке. Образ этого бога был создан мордвой по типу
инязора (ине – великий, азор – хозяин).
Слайд 24
Ведява живет в реке. Вредная женщина.
Волосы у нее до колен. Считалось, что Ведьава
может не только утопить человека, но и наказать какой-либо болезнью. Полагали также, что Ведява покровительствует любви и деторождению. Образ Ведявы выступает в первую очередь как олицетворение опасной водной стихии. В воде человек мог утонуть, заболеть. Ведява есть в то же время и отражение чувства боязни, страха.
Вместе с тем вода необходима людям, без неё не может быть жизни, она дает плодородие полям, лугам и лесам, люди ловят в реках и озерах рыбу.
Слайд 25
Вирява, говорят, высокая женщина, видят её
редко, на людях-то не больно показывается. Она - хозяйка
леса. Ходит по лесу, все видит. Вирява добрая, следит за всеми. А как раздразнишь её – злая.
Её не видишь, а она направляет, сразу будто лучше станет, и идешь правильно. Она может и запутать: ходишь-ходишь по лесу и опять возвращаешься на прежнее место, все крутишься вокруг Вирявы.
Вирява
Слайд 26
Вармава
Вармава (морд.варма, «ветер»; ава «мать»; «женщина»), в мордовской
мифологии дух, хозяйка ветра. Обитает в воздухе, может послать
плодородный дождь, но и раздуть пожар вместе с духом огня толавой, повалить созревший хлеб и т.п. Вармава считалась разносчицей болезней.
Слайд 27
Мордва верила также в особое божество
поля, держательницу, покровительницу поля – Нороваву.
В почитании
Норовавы ярко проявлялась забота мордвина-земледельца об урожае, о плодородии полей, от которого зависела вся его жизнь.
Норовава
Слайд 28
Обрядность любого народа представляет тот
слой культуры, который в современных условиях несет основную этническую
нагрузку.
Обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение. Именно поэтому многие столетия преемственность обычаям и традициям своих предков рассматривалась людьми как один из законов жизни.
Обычаи и обряды
Слайд 29
Считалось, что боги могут наделать много бед и
неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их, поэтому
в честь божеств на предполагаемых местах обитания, т.е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения.
Слайд 30
Каждый праздник сопровождался целенаправленным молением, с
исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли
быть общест-венными, т.е. устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всей сельской общины (выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая и т. п.)
Слайд 31
Мордовская народная одежда – наиболее яркая
и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Многосоставная,
с обилием различных украшений, разнообразием вышивки одежда была неповторимо колоритна и красочна. Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.
Мордовский народный костюм
Слайд 32
Основной частью женского костюма, как у
эрзи, так и у мокши, являлась рубаха - панар
туникообразного покроя без воротника.
Слайд 33
Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых
пополам и сшитых по про-дольной нитке. В середине, по-центральному
шву остав-лялись прореха для ворота, внизу спереди разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава. Эрзянская рубаха носилась с небольшим напуском у пояса, некоторую пышность форм создавал пулай. Главным украшением панара, более распространенного типа рубахи, была ковровая, рельефная вышивка.
Слайд 34
Для мокшанской группы был характерен многослойный костюм, состоящий
из нечет-ного количества тунико-образных рубах и недлинной распашной одежды.
Подолы рубах, поднятые один над другим, открывали широкий многоярусный ряд вышивки. Мокшанки носили рубахи значительно короче, чем эрзян-ки, до колена. Рубаха, подпо-ясанная на бедрах, образо-вывала большой напуск, благо-даря которому силуэт костюма обретал мягкость, округлость форм.
Слайд 35
В ансамбле эрзянского костюма наиболее интересны два
типа рубах: панар и покай, они отличались приемами декоративного
оформления.
Покай нарядная, чаще свадебная рубаха, украшался богатой плотной, орнаментально сложной вышивкой.
Слайд 36
Особенно богато украшался раковинами, медными пуговицами, бляшками, разноцветным
бисером праздничный пулай.
В праздничном костюме на пулай надевался
бисерный пояс с красными короткими кистями — сэлге пулагай. бахромой из шерсти.
Женскую рубаху носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое по-эрзянски называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости.
По бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боковые полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный рисунок валика — верхней его части — оттенялся прикреплённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной, зелёной или синей
Слайд 37
В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу
отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт, килькшт,
каркспет, изготовлявшиеся из бус, жетонов, шерсти или шёлка.
Слайд 38
Мужская одежда состояла из белых или синих в
полоску холщовых портков, белой холщовой рубахи с косым срезом
ворота на левой стороне груди. Рубаха одевалась навыпуск и подпоясывалась пояском.
Особенной устойчивостью отмечается праздничный мордовский костюм по своему покрою и общей структуре напоминает традиционную в наши дни.
Слайд 39
Виды женских украшений
Украшение считалось оберегом в
костюме девушек и молодых женщин. Пряжку с иглой, основу
было принято скрывать от посторонних глаз под ожерельем или воротником из бисера.
Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет, бисера, и сложным нагрудником.
Слайд 40
По праву видное место в костюме девушки отводилось
головным уборам. Несмотря на то, что красивая коса у
многих народов была синонимом девичьей красы, ленты, налобные повязки, венки и шапочки в мордовской культуре были весьма самобытным и оригинальным явлением.
Слайд 41
Как и у других народов, у мордвы
различались головные уборы девушек и молодых женщин.
.
У девушек
самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой,
бисером (ашкоркс, пурдавкс м., паця коня, пря сюкс э.). Налобная повязка могла быть и мягкой. Головные уборы замужних женщин должны были полностью скрывать волосы. Их существовало несколько видов.
Слайд 42
Высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной
и твердой формы - панго, были распространены в основном
у эрзи. Основа из луба обтягивалась красным материалом и украшалась вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть бисерным шитьем.
Слайд 43
Сложные головные уборы типа сороки бытовали на всей
территории расселения мордвы. Сорока представляла собой чепец из холста.
Её украшали вышивкой в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком.
Слайд 44
У мокши бытовали мягкие головные уборы типа полотенца
или покрывала с вышитыми концами. Терюхане носили венец, но
в отличии от девичьего головного убора он был закрыт сверху. С венцом женщины одевали плетни – длинные полоски холста или кожи с нашитыми серебряными
монетами,
они спускались
на грудь
спереди.
Слайд 45
Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть м., карть
э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей
характерно косое плетение,трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома.
Слайд 46
Праздничным видом обуви были кожаные сапоги
со сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.).
Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник.
Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.
Слайд 47
Зимой носили серые и черные, иногда белые
валенки.
Слайд 48
Старинная мордовская вышивка украшала в
основном народную одежду, особенно праздничную. Она по своему виду
напоминает ковёр, ибо благодаря плотно положенным стежкам фон холста почти не просвечивает, выполнялась в основном шерстяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и красили их, пользуясь растительными красителями, дававшими ниткам глубокие тона.
Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: чёрный с синим оттенком и тёмно-красный, как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.
Характер вышивки мордовской женской одежды отражает признаки возраста и социального положения владельца, отличает праздничный костюм от обыденного.
Колорит и красочность мордовской вышивки
Слайд 49
Эрзянки вышивали на лицевой стороне холста, а
мокшанки в основном - с обратной стороны. Для эрзянской
вышивки характерна большая декоративность и монументальность, рельефность. Большие массивы вышивки выполняются сплошным заполнением площади крупными орнаментальными фигурами. Цветовая гамма ее довольно сдержанна. Два основных цвета дополняются лишь зеленым и желтым.
Мокшанская вышивка ажурнее, сплошное заполнение площадей встречается реже. Цветовая гамма ее богаче. Наиболее характерным элементом орнамента является ромб с продленными сторонами. Широко распространен у мордвы и мотив восьмиугольной звезды. Большая часть узоров располагается по косой сетке, но применялись также бордюры и розетки.
Слайд 50
Вышивание было не только обязательным, но и
любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много
времени. Обучение вышиванию начиналось с шести – семи лет.
Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки.
Слайд 51
Стремясь не повто-ряться, мордовки постоянно совер-шенствовали своё мастерство,
как в технике исполнения, так и отборе орна-ментальных рисун-ков,
черпая их в окружающей природе.
Между девушками каждой деревни шло постоянное сорев-нование в искусстве вышивания.
Слайд 52
На свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой
рубашки,
платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она
вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.
Все виды вышивок осуществлялись по счету нитей холста. Его полотняная структура была своего рода канвой для точного расположения швов.
Слайд 53
Все виды вышивок осуществлялись по счету нитей холста.
Его полотняная структура была своего рода канвой для точного
расположения швов.
Применяя счетную технику, эрзянские вышивальщицы полностью закрывали стежками холст, фон которого почти не принимал участия в композиционном построении орнамента.
Слайд 54
Среди многих замечательных изобретений, сделанных человеком
в древности, особое место занимает глиняная посуда.
Древние
сосуды лепились от руки. Гончарный круг появился гораздо позже. Обжиг глиняной посуды производился на костре. Сосуды имели округлое или приостренное днище. Поверхность у них часто украшалась прочерченными линиями, отпечатками зубчатого штампа, разнообразными ямками. У разных племен были свои формы сосудов и особые узоры на стенках.
Слайд 55
У мордвы с давних пор большая
часть посуды и утвари для приема, хранения пищи и
переработки пищевых продуктов изготовлялась из глины и дерева. Из глины делались маленькие горшочки, цедилки, сковородки.
Пиво и брагу хранили в глиняных кувшинах.
Слайд 56
Напитки подавали на стол в горшках,
а пили из деревянных и глиняных кружек, медных ковшей.
Слайд 57
Декоративная резьба по дереву – традиционный вид художественного
творчества мужчин, наносивших орнаменты на фронтоны изб, пари –
свадебные сундуки, долбившиеся из толстых липовых брёвен, наличники ткацкие станы, прялки и др. утварь.
В орнаменте домовой резьбы прошлого столетия преобладали бордюры из треугольников, зигзагов, ромбов и других простейших элементов. Розетка из ромбов, круги с радикально расходящимися лучами оформляли центр фронтона избы или входы. Большинство узоров долбленные, края досок профилированы.
Слайд 58
У мордвы с давних пор большая
часть посуды и утвари для приема, хранения пищи и
переработки пищевых продуктов изготовлялась из глины и дерева. Из глины делались маленькие горшочки, цедилки, сковородки.
Слайд 59
Исключительно женским имуществом являлся бабий короб – парь
– долбленая кадушка с праздничной одеждой и разнообразными украшениями
Предметы из короба никогда не продавались, а переходили из поколения в поколение. Унаследованные от предков, они лишь частично обновлялись новыми материалами, не отдаляясь от традиционных рамок. Парь в раздел никогда не поступал, и женщина могла распоряжаться своей собственностью независимо от мужа и других членов семьи она являлась неприкосновенной, и никто не имел права ее растрачивать.
Слайд 60
Подлинным произведением искусства является резьба на
парях мордвы-эрзи.
Кружевным подзором обрамлялись они почти до середины.
Орнамент «паря» состоял из изображения гребней, антропоморфных фигур, старинных мордовских украшений, чаще всего сюлгамов (застежек). Выполнялись узоры ножом, набором прямых и полукруглых стамесок и контурной резьбой.
В ярусах узора, расчлененного по горизонтали, мастера некогда располагали знаки, которые должны были действовать как заклинание
Слайд 62
Свадьба – одно из наиболее важных
событий в жизни семьи. Начинался свадебный цикл со сватовства
– ладямо. Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо – окончательный пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.
Слайд 63
Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство,
девушку выдавали замуж за парня на 10-15 лет моложе
ее. В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты, обычно по взаимному согласию семей.
Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например раздачей хлеба матерью жениха родственникам невесты перед отъездом ее из дома. В семейных отношениях существовал обычай избегания замужней женщиной родителей мужа и брата матери.
Слайд 64
Отражением тесных семейно-родственных отношений является и целый ряд
обычаев: угощение невесты кашей её родственницами, одаривание невестой родственников
жениха, выкуп постели, причитание невесты, расплетания косы, надевания невесте головного убора замужней женщины.
Слайд 65
Обряд расплетания косы перед свадьбой