термах, византийские зодчие сочетали центрическую композицию здания с базиликальной.
Такую композицию получил собор св. Софии, ставший главным зданием городского центра Константинополя, в который входили ансамбли обширного императорского дворца, ипподрома и ряда других общественных сооружений, расположенных на возвышенности между Босфором и побережьем Мраморного моря. При громадной высоте собора (около 60 м) все его купольное увенчание полностью участвовало в силуэте города и действовало несравненно сильнее, чем римский Пантеон, едва поднимавшийся над окружающей многоэтажной застройкой кварталов.По сравнению с христианскими храмами, а отчасти и с другими фундаментальными сооружениями, к числу которых относятся цитадели и термы, планировка ранневизантийских городов остается еще настолько неясной, что не представляется возможности дать ей хоть сколько-нибудь основательную характеристику.
Константинополь ранневизантийского периода. Генеральный план центрального ансамбля: 1 - собор св. Софии; 2 - форум (в будущем площадь Ат-Мейдан); 3 - дворец императоров
Деятельность византийских зодчих в сущности развернулась в то время, когда Рим представлял собой сплошную руину, почти необитаемое грандиозное пепелище. Восточная (или Византийская) империя существовала после гибели Рима еще в течение тысячи лет. За это время в таких городах, как Милет, Коринф, Солунь, Приена и Херсонес, появилось немалое число жилых и общественных зданий, отражавших собой прямые византийские влияния. Однако вопреки неверным утверждениям ряда историков, преувеличивавших значение Византии, следует подчеркнуть, что Константинополь как центр возглавлявшейся им империи не мог сравняться с Римом по степени его влияния на европейские страны. Экономические и культурные связи Византии ограничивались Малой Азией, Фракией, Македонией, Болгарией, Сербией и Причерноморьем и лишь некоторые италийские города, к числу которых относились Палермо, Равенна, Венеция и Падуя, испытывали на себе значительные ее влияния, тогда как вся Центральная и Западная Европа в течение ряда веков не имела своего объединяющего культурного центра.