Слайд 3
Цель мастер - класса:
Повышение
уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения технологией «Хор рук»
(автор Т.Боровик).
Слайд 4
Задачи:
- продемонстрировать коллегам этапы реализации технологии;
- прокомментировать эффективность применения методов
в различных видах деятельности;
- отработать приемы в деятельностно - имитационном
режиме.
Слайд 5
Одной из главных задач ФГОС является сохранение и
поддержка индивидуальности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из инновационных форм музыкального развития дошкольников является музыкально педагогическая технология «Хор рук», автор которой наш современник Татьяна Боровик- русский музыковед, педагог, исследователь.
Т. А. Боровик закончила Минскую Академию музыки. Стажировалась в Швеции как музыкотерапевт. Практикует в области музыкального профессионального, общего и коррекционного воспитания и образования детей. С 1994 года проводит авторские семинары, является автором 8 книг и 15 статей.
Слайд 6
Эта форма работы интересна
тем, что она подводит детей к пониманию двухголосия в
целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия.
Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».
Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе.
Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.
«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего первого ведущего - «дирижера», «вторую партию» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего второго «дирижера».
Слайд 7
Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого
воображения ребят, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на
запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.).
Слайд 8
Для того, чтобы детям проще было
вникнуть в процесс, я начала работу с «одноголосия», где
я выполняла роль дирижера, а ребята были моим хором и повторяли движения за мной. Затем место «дирижера» предлагается занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.
Слайд 12
После того, как дети с уверенностью справляются
в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники
делятся на две партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.
Слайд 16
Особенностями технологии является:
1. Применение формы для самых
разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа.
2. Может быть
использована в работе с воспитанниками самого разного возраста
3. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
Слайд 17
4. Это одна из форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии,
как активная релаксация.
5. Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе
технологии, активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие, чувство ритма, ансамблевую слаженность, способности к двигательной импровизации и творческое воображение.
6. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования. (я рекомендую Вам, уважаемые коллеги)
Слайд 18
Обращение к данной технологии в работе с
дошкольниками позволило добиться следующих результатов:
Удалось создать
на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения;
Дети стали более активными и раскрепощенными, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
Дети развиваются творчески в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, (без лишних «натаскиваний» и заучиваний).